Пенкель, Бартломей
.... - 1670

Назад

Pękiel, Bartłomiej

  • Дата рождения: неизвестна
  • Место рождения: неизвестно
  • Дата смерти: около 1670
  • Место смерти: вероятно, Краков, Польша

Биография

Бартоломей Пенкель был польским композитором и органистом периода среднего барокко, наиболее значимой фигурой польской музыки XVII века. Сведения о его происхождении неясны: Маттезон утверждал, что он имел немецкие корни. Первые документальные упоминания о Пенкеле связаны с Варшавским двором в период правления Владислава IV, то есть не ранее 1633 года. В 1637 году, когда он фигурирует как крестный отец в записях коллегиальной церкви Святого Иоанна в Варшаве, он обозначен как «organarius S[acrae] R[egiae] M[aiestatis]» (органист Священной Королевской Мавесты).

На Варшавском дворе Пенкель работал вместе с Марко Скакки, директором музыки с 1628 по 1649 год, и стал его заместителем с 1641 или 1644 года. В этот период он отвечал за воспитание хористов и за исполнение сакральной музыки, поскольку Скакки сосредоточился на опере и светской музыке. После ухода Скакки из Варшавы в 1649 году Пенкель полностью взял на себя руководство королевской капеллой, хотя официально титул директора он получил лишь в 1653 году.

В том же году, в связи с войной с казаками, он был назначен на службу и защиту королевы, а после захвата Варшавы шведами в 1655 году и распада двора покинул столицу. Пенкель переехал в Краков, где в 1658 году, после смерти Франциска Лилиуса, стал директором музыкальной капеллы кафедрального собора Вавеля. Он поддерживал тесные контакты с капеллой Рорантистов, особенно с её директором М.А. Мишкевичем. Последнее упоминание о Пенкеле как о директоре датировано 1664 годом; новый директор, Даниэль Фьершевич, занял пост лишь в 1670 или 1671 году, поэтому считается, что Пенкель умер около 1670 года.

Сведения о потерянных произведениях Missa super Veni sponsa и Missa Wąchocianna позволяют предположить, что в Кракове он имел контакты с цистерцианскими аббатствами и монастырями Южной Польши.

Творчество

Творчество Пенкеля делится на два периода: Варшавский и Краковский.

В Варшавский период он создавал драматические концертанто произведения, например диалог Audite mortales (Слушайте, смертные), полихоральные мессы с обширным инструментальным сопровождением (главным образом духовыми инструментами) и независимыми инструментальными партиями, таких как Missa La Lombardesca (Ломбардская месса) и 14-голосная месса. Он также писал чисто инструментальные произведения, например канон в стиле вариационного ричеркара в сборнике Xenia Apollinea (Ксения Аполлинея). Органная фуга, обнаруженная Гоłosом, вероятно, также относится к этому периоду.

Краковский период характеризуется исключительно сакральной музыкой для кафедральной капеллы и, главным образом, для мужской капеллы Рорантистов. Это мессы на четыре-восемь голосов и акапельные мотеты (хотя они, вероятно, исполнялись с органным сопровождением). Полифония Пенкеля, даже в акапельных произведениях, имеет отчетливо барочный характер; он использует тональность, не отказываясь от религиозных ладов. Особое значение имеет четырёхголосная месса, названная Мишкевичем Missa pulcherrima ad instar Praenestini (Прекраснейшая месса по образцу Пренестини), признанная выдающейся польской работой XVII века.

Пенкель черпал темы из собственных произведений Варшавского периода, из григорианских песнопений и, особенно, из польских сакральных песен, в том числе колядок. Его музыка была известна не только в Польше, но и в Германии, о чём свидетельствуют рукописи в Берлине и Люнебурге.

Произведения

Мессы

  • Missa brevis (Короткая месса), 4 голоса, 1661
  • Missa De resurrectione Domini (Месса о воскресении Господа), 6 голосов
  • Missa in defectu unius contraltus (Месса с отсутствием одного альта), 4 голоса, 1661–1669
  • Missa La Lombardesca (Ломбардская месса), 8 голосов, 2 скрипки, 3 тромбона, basso continuo (орган)
  • Missa paschalis (Пасхальная месса), 4 голоса, basso continuo (орган), 1662
  • Missa pulcherrima ad instar Praenestini (Прекраснейшая месса по образцу Пренестини), 4 голоса, 30 января 1669
  • Missa secunda (Вторая месса), 4 голоса, 18 марта 1661
  • Missa senza cerimonie (i) (Месса без церемоний I), 8 голосов, basso continuo (орган), 1661–1669
  • Missa senza cerimonie (ii) (Месса без церемоний II), 8 голосов, basso continuo (орган), 1661–1669
  • Missa super Veni sponsa (Месса на тему «Приди, невеста»), 8 голосов (фрагменты)
  • Missa Wąchocianna (Вахочинская месса), 13 голосов, утрачена
  • Missa (Месса), 4 голоса, 1664
  • Missa (Месса), 5 голосов, 5 инструментов, утрачена
  • Missa a 14 (Месса на 14 голосов), 8 голосов, 2 скрипки, 3 альта, 2 корнеттино, 3 тромбона, бомбарда, бас, basso continuo (орган)
  • 2 мессы на 12–13 голосов, утрачены

Сакральная вокальная музыка

  • Assumpta est Maria (Вознесена Мария), 4 голоса
  • Audite mortales (Слушайте, смертные), диалог, 6 голосов, 2 виолы да гамба, бас, basso continuo
  • Ave Maria (Аве Мария), 4 голоса
  • Canite bene, sumite (Пойте хорошо, принимайте), 3 голоса, 2 виолы, бас, basso continuo, утрачено
  • Domine, ne in furore tuo (Господи, не в гневе Твоем), 4 голоса
  • Dulcis amor Jesu (Сладкая любовь Иисуса), 5 голосов, basso continuo (орган)
  • Magnum nomen Domini (Великое имя Господне), 4 голоса
  • Nativitas tua (Твое Рождество), 4 голоса
  • O adoranda Trinitas (О почитаемая Троица), 4 голоса
  • O salutaris hostia (О спасительная жертва), 4 голоса
  • Patrem rotulatum (i) (Патер ротулатум I), 4 голоса
  • Patrem rotulatum (ii) (Патер ротулатум II), 4 голоса
  • Quae est ista (Кто эта?), 4 голоса
  • Resonet in laudibus (Да звучит в хвалах), 4 голоса
  • Salvator orbis (Спаситель мира), 4 голоса
  • Sub tuum praesidium (Под Твоей защитой), 4 голоса
  • 5 литаний на 5–11 голосов, 2 мотета, утрачены

Инструментальная музыка

  • 40 танцев для лютни, 1649–1655, подлинность сомнительна
  • Canon in tres partes (Канон в трех частях), 6 голосов, из Xenia Apollinea (Ксения Аполлинея),

Ноты сочинений Бартломея Пенкеля на сайте библиотеки IMSLP