Пирсон, Мартин
1571 - 1651
Назад
Peerson, Martin

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Мартин Пирсон был английским композитором, вёрджиналистом и органистом. Предположительно, он был сыном Томаса и Маргарет Пирсон из Марча: сведения об этом выводятся из завещания и брачных регистраций Марча. Томас Пирсон, скорее всего, умер через несколько лет после брака в 1570 году, и мать композитора, вероятно, была «Маргарет Пирсонн», вышедшая замуж в 1573 году, что объясняет ориентировочную дату рождения Мартина.
На раннем этапе карьеры он, вероятно, находился под покровительством поэта Фулке Гревиля. 1 мая 1604 года его сочинение See, O see, who is heere come a maying (Смотри, о смотри, кто пришёл на майский праздник) было исполнено в рамках Private Entertainment of the King and Queene (Частное развлечение короля и королевы) Бена Джонсона в доме сэра Уильяма Корнволлиса в Хайгейте. В 1606 году, на том же мероприятии, Пирсон был признан рецусантом, что, вероятно, указывает на его католические симпатии в то время.
Письмо от 7 декабря 1609 года сообщает, что Пирсон жил в Ньюингтоне (Стук Ньюингтон, Лондон) и написал несколько уроков для вирджинала, его основного инструмента. Он получил степень бакалавра музыки в Оксфорде в 1613 году, для чего необходимо было принять Тридцать девять статей вероисповедания и перейти в протестантизм. С 1623 по 1630 год «Мартин Пирсон» был сакристом в Вестминстерском аббатстве, вероятно, именно он. Между июнем 1624 и июнем 1625 года Пирсон занимал должность альмонера и мастера хора мальчиков в Соборе Святого Павла; есть свидетельства, что позднее он был назначен малым каноником. Несмотря на прекращение всех соборных служб в конце 1642 года из-за гражданской войны, он сохранял титул «альмонера» и получал особое финансовое обеспечение. Пирсон был похоронен в часовне Святой Феи под Собором Святого Павла.
Первый сборник Пирсона Private Musicke (Частная музыка) включает 14 айров для сольного голоса с сопровождением трёх виол, номера 15–23 — дуэты или диалоги, а See, O see, who is heere come a maying (Смотри, о смотри, кто пришёл на майский праздник) для смешанного ансамбля завершает сборник. Все произведения светские, большинство с короткими хорами в конце строф, легко запоминающимися для участия слушателей. Сборник сочетает элементы разных жанров: айр, мадригал, консортная песня и стихотворный гимн. В нём проявляется современный для 1620 года элемент: возможность экспромтного сопровождения на вирджинале или лютне по басовой линии.
Сборник Mottects or grave chamber musique (Мотеты или серьёзная камерная музыка) 1630 года содержит двухголосную партитуру с добавленными цифрами для баса — первый пример цифрованного баса в английской печатной коллекции. Органная партия не является обязательной, а музыка в целом отличается умеренной полифонией, без сложных стилистических новшеств, присущих стилю nuovo. Произведения Пирсона характеризуются эмоциональной глубиной, использованием минорных ладов, низких регистров, хроматизма и увеличенных аккордов.
Антемы и стихотворные гимны Пирсона относятся преимущественно ко второй декаде XVII века. Они демонстрируют драматические сольные линии, мадригалевую гармонию и выразительную иллюстрацию текста, сопоставимую с творчеством Джиббонса. Мотеты на латинские тексты, вероятно, относятся к рубежу столетий и, несмотря на утрату части кантуса, содержат одни из лучших произведений композитора.
Сохранилось четыре клавирных произведения: Alman, Pipers paven (Павана Пайпера) [по Дж. Даулэнду], The Fall of the Leafe (Падение листа), The Primerose (Первоцвет), которые демонстрируют разнообразие стилей и жанров. Консортовая музыка для струнных отличается свежестью композиции, текстурной и мелодической красотой. Техника Пирсона включала цепные каноны, но полифония оставалась простой. Фантазии для пяти и шести голосов, например Attendite, показывают изобретательность и виртуозность автора.
Особенности стиля Пирсона включают редкое использование неподготовленных кварт и необычное движение степеней. Его клавирная техника и умение импровизировать сильно влияли на оригинальность гармоний и диссонансов.
Антемы и стихотворные гимны:
Мотеты:
Светская вокальная музыка:
Консорты:
Клавирные произведения:
Ноты сочинений Мартина Пирсона на сайте библиотеки IMSLP