Пирсон, Мартин
1571 - 1651

Назад

Peerson, Martin

  • Дата рождения: примерно 1571–1573
  • Место рождения: Марч, Кембриджшир, Англия
  • Дата смерти: 15 января 1651
  • Место смерти: Лондон, Англия

Биография

Мартин Пирсон был английским композитором, вёрджиналистом и органистом. Предположительно, он был сыном Томаса и Маргарет Пирсон из Марча: сведения об этом выводятся из завещания и брачных регистраций Марча. Томас Пирсон, скорее всего, умер через несколько лет после брака в 1570 году, и мать композитора, вероятно, была «Маргарет Пирсонн», вышедшая замуж в 1573 году, что объясняет ориентировочную дату рождения Мартина.

На раннем этапе карьеры он, вероятно, находился под покровительством поэта Фулке Гревиля. 1 мая 1604 года его сочинение See, O see, who is heere come a maying (Смотри, о смотри, кто пришёл на майский праздник) было исполнено в рамках Private Entertainment of the King and Queene (Частное развлечение короля и королевы) Бена Джонсона в доме сэра Уильяма Корнволлиса в Хайгейте. В 1606 году, на том же мероприятии, Пирсон был признан рецусантом, что, вероятно, указывает на его католические симпатии в то время.

Письмо от 7 декабря 1609 года сообщает, что Пирсон жил в Ньюингтоне (Стук Ньюингтон, Лондон) и написал несколько уроков для вирджинала, его основного инструмента. Он получил степень бакалавра музыки в Оксфорде в 1613 году, для чего необходимо было принять Тридцать девять статей вероисповедания и перейти в протестантизм. С 1623 по 1630 год «Мартин Пирсон» был сакристом в Вестминстерском аббатстве, вероятно, именно он. Между июнем 1624 и июнем 1625 года Пирсон занимал должность альмонера и мастера хора мальчиков в Соборе Святого Павла; есть свидетельства, что позднее он был назначен малым каноником. Несмотря на прекращение всех соборных служб в конце 1642 года из-за гражданской войны, он сохранял титул «альмонера» и получал особое финансовое обеспечение. Пирсон был похоронен в часовне Святой Феи под Собором Святого Павла.

Творчество

Первый сборник Пирсона Private Musicke (Частная музыка) включает 14 айров для сольного голоса с сопровождением трёх виол, номера 15–23 — дуэты или диалоги, а See, O see, who is heere come a maying (Смотри, о смотри, кто пришёл на майский праздник) для смешанного ансамбля завершает сборник. Все произведения светские, большинство с короткими хорами в конце строф, легко запоминающимися для участия слушателей. Сборник сочетает элементы разных жанров: айр, мадригал, консортная песня и стихотворный гимн. В нём проявляется современный для 1620 года элемент: возможность экспромтного сопровождения на вирджинале или лютне по басовой линии.

Сборник Mottects or grave chamber musique (Мотеты или серьёзная камерная музыка) 1630 года содержит двухголосную партитуру с добавленными цифрами для баса — первый пример цифрованного баса в английской печатной коллекции. Органная партия не является обязательной, а музыка в целом отличается умеренной полифонией, без сложных стилистических новшеств, присущих стилю nuovo. Произведения Пирсона характеризуются эмоциональной глубиной, использованием минорных ладов, низких регистров, хроматизма и увеличенных аккордов.

Антемы и стихотворные гимны Пирсона относятся преимущественно ко второй декаде XVII века. Они демонстрируют драматические сольные линии, мадригалевую гармонию и выразительную иллюстрацию текста, сопоставимую с творчеством Джиббонса. Мотеты на латинские тексты, вероятно, относятся к рубежу столетий и, несмотря на утрату части кантуса, содержат одни из лучших произведений композитора.

Сохранилось четыре клавирных произведения: Alman, Pipers paven (Павана Пайпера) [по Дж. Даулэнду], The Fall of the Leafe (Падение листа), The Primerose (Первоцвет), которые демонстрируют разнообразие стилей и жанров. Консортовая музыка для струнных отличается свежестью композиции, текстурной и мелодической красотой. Техника Пирсона включала цепные каноны, но полифония оставалась простой. Фантазии для пяти и шести голосов, например Attendite, показывают изобретательность и виртуозность автора.

Особенности стиля Пирсона включают редкое использование неподготовленных кварт и необычное движение степеней. Его клавирная техника и умение импровизировать сильно влияли на оригинальность гармоний и диссонансов.

Произведения

Антемы и стихотворные гимны:

  • All laude and praise (Вся хвала и прославление), a 5
  • Blow out [up] the trumpet (Возвысь трубу), a 5
  • Bow down thyne eare O Lord (Склони ухо Твое, Господи), a 5
  • By Euphrates flowrie side (У цветущего берега Евфрата), 5vv
  • Fly ravisht soule (Взлетевшая душа), a 5
  • I am brought into so greate trouble (Я приведён в великое смятение), a 5
  • I am small (Я ничтожен), a 5
  • I called upon the Lord (Я взываю к Господу), a 5
  • I will magnifie thee O Lord (Величаю Тебя, Господи), a 6
  • Lord ever bridle my desires (Господи, обуздай мои желания), 5vv
  • O God that no time doest despise (О Боже, который не презираешь времени), 4vv
  • O God when thou wentest before the people (О Боже, когда Ты шёл перед народом), a 5
  • O goe not from me (Не уходи от меня), a 5
  • O Lord in thee is all my truste (Господи, во Тебе всё моё упование), a 5
  • O let me at thy footstoole fall (Позволь мне пасть к Твоим стопам), 5vv
  • O Lord thou hast searched me out (Господи, Ты исследовал меня), a 5
  • O that my wayes (О пути мои), a 5–6
  • Pleade thou my cause (Защити моё дело), a 5
  • Praise the Lord (Хвалите Господа), a 5
  • Who will rise up (Кто восстанет), 5vv

Мотеты:

  • Deus omnipotens (Бог Всемогущий), 5vv
  • Hora nona dominus Jesus (Девятый час Господь Иисус), 5vv
  • Laboravi in gemitu meo (Я трудился в моём стоне), 5vv
  • Levavi oculos meos in montes (Возвёл я очи мои к горам), 5vv
  • Mulieres sedentes (Женщины сидящие), 5vv
  • Nolite fieri sicut equus et mulus (Не будьте как конь и мул), 5vv
  • O Domine Jesu Christe (О Господи Иисусе Христе), 5vv
  • O Rex gloriae (О Царь славы), 5vv
  • Pater Fili paraclete (Отец, Сын, Утешитель), 5vv
  • Quid vobis videtur de Christo (Что вам кажется о Христе), 5vv
  • Redemptor mundi (Искупитель мира), 5vv

Светская вокальная музыка:

  • Private Musicke or The First Booke of Ayres and Dialogues … being Verse and Chorus (Частная музыка, или Первая книга айров и диалогов… стих и хор), 4–6vv/виолы, сопровождение вирджинал/лютня/виола бандора

Консорты:

  • 6 сетов фантазий-алманов и седьмой алман, a 6
  • Фантазия Attendite, a 5

Клавирные произведения:

  • Alman (Алман), Pipers paven (Павана Пайпера), The Fall of the Leafe (Падение листа), The Primerose (Первоцвет)

Ноты сочинений Мартина Пирсона на сайте библиотеки IMSLP