Педерсен, Могенс
1583 - 1623
Назад
Pedersøn, Mogens

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Могенс Педерсен был датским композитором и инструменталистом, одним из четырёх музыкантов, отправленных королём Кристианом IV в 1599 году учиться к Джованни Габриели в Венецию под руководством Мельхиора Борхгревинка. После возвращения в 1600 году он продолжил обучение у Борхгревинка, а в августе 1603 был назначен инструменталистом при королевской капелле.
Весной 1605 года Педерсену было разрешено путешествовать «куда угодно, чтобы совершенствовать своё мастерство и учёность», и он вернулся в Венецию с рекомендательным письмом на итальянском от Кристиана IV к Габриели. Там он пробыл четыре года и издал первую книгу мадригалов, посвятив её королю. В сентябре 1609 года Педерсен вернулся в королевскую капеллу, а в 1611 году был отправлен в Англию вместе с Хансом Брахрогге, Якобом Эрном и Мартинусом Отто, чтобы служить сестре короля Анне, королеве Якова I.
В Англии Педерсен оставался примерно до 1614 года, а затем снова вернулся в Данию. В 1618 году он был назначен помощником руководителя королевской капеллы и курировал шестерых певчих мальчиков — первый датский музыкант, достигший такой высокой должности при дворе. В 1621 году ему была предоставлена викарная должность в Роскилле. Последнее упоминание о нём в официальных документах датировано январём 1623 года; его пост был передан Хансу Нильсену в апреле того же года, что позволяет предположить, что Педерсен скончался в январе или феврале.
Педерсен считается важнейшим датским композитором до Букстехуде и единственным среди музыкантов, обученных Кристианом IV, чья музыка сохранилась в достаточном объёме, чтобы оценить его творческие способности. Его мадригалы (31 для пяти голосов и два трёхголосых мадригалетто) отличаются высоким качеством и могут соперничать с итальянскими образцами. Стиль можно охарактеризовать как пост-Маренцио: современные, выразительные, но в рамках полифонической традиции. Его знакомство с музыкой Монтеверди проявляется, например, в мадригале T’amo mia vita (1608), где он заимствовал материал из пятой книги Монтеверди (1605), но не добавил партию континуо.
Сборник Pratum spirituale (1620) демонстрирует другой аспект творчества Педерсена: это первая сохранившаяся крупная коллекция датской церковной музыки на датском языке, включающая пятиязычные полифонические обработки литургических мелодий из послереформационных сборников Ханса Томисёна (Salmebog, 1569) и Нильса Йесперсена (Graduale, 1573). В предисловии к кронпринцу Кристиану, которому он преподавал, композитор надеялся, что сборник будет полезен для всей нации и использован в школах, то есть в кафедральных и больших грамматических школах, предоставлявших хоры для исполнения песнопений. Среди 37 пьес 31 основана на грегорианских мелодиях или лютеранских хоралах. Последние шесть пьес для пяти голосов — свободно сочинённые: два набора ответов на датский и латинский тексты, сокращённая латинская месса для лютеранского богослужения и три латинских мотета. Музыка демонстрирует раннебарочную полифонию высокого мастерства и независимость от венецианских моделей.
Ноты сочинений Могенса Педерсена на сайте библиотеки IMSLP