Пичем, Генри
1578 - 1644
Назад
Peacham, Henry

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Генри Пичем был английским писателем и музыкантом. Он получил степень магистра в Тринити-колледже Кембриджа в 1598 году. Основную часть своей карьеры он провёл преподавателем в школах Хантингдоншира, Норфолка, Линкольншира и Лондона, за исключением периода с 1613 по 1615 годы, когда путешествовал по Франции, Германии и Нидерландам. Последнее известное упоминание о нём датируется 1644 годом, когда он прислал стихотворение для гравюры Венцеля Холлара.
Творчество
Музыкальная значимость Пичема заключается в его главе о музыке в книге The Compleat Gentleman (1622) — энциклопедическом справочнике для образования детей из дворянских семей. Пичем настаивал на включении музыки в учебную программу, но предупреждал, чтобы музыкальные занятия не отвлекали джентльмена от «более важных дел»: «Я не желаю от вас большего, чем уверенно исполнить свою партию с первого взгляда и при этом сыграть её на виоле или на лютне, для себя самого».
Опираясь на священные тексты и труды античных авторов, он указывал на терапевтические свойства музыки. Пичем связывал музыку с поэзией, обсуждаемой в предыдущей главе, и с риторикой: «Разве у музыки нет своих фигур, таких же, как у риторики?». Большая часть его материала заимствована из других источников: он использовал пролог к Psalmes, Sonets & Songs Уильяма Берда (1588) и Plaine and Easie Introduction to Practicall Musicke Томаса Морли (1597).
Он приводил композиторов в порядке предпочтения и демонстрировал знание европейской музыки. Однако указанные произведения можно было найти в доступных в Англии источниках. Например, Io partirò Маренцио упоминается в английском переводе Musica Transalpina Йонга, а его критика последовательных квинт и отсутствие понимания структуры оригинального мадригала показывают, что Пичем не имел доступа к первоисточнику.
Пичем также использовал музыкальные образы в некоторых эмблемах в Minerva Britanna (1612), включал эпиграммы «To Maister William Bird, the glory of our Nation for Musique» и «To Maister Doctor Dowland» в Thalia’s Banquet (1620), и проводил аналогию между гармоничной музыкой и политическим согласием в The Duty of All True Subjects (1639). Пичем и Джон Доуленд были соседями на Феттер-лейн, Лондон, в 1608–1609 годах; в Minerva Britanna он описывает, как Доуленд показывал ему произведения Мориса Ландграфа из Гессена-Касселя.
Упоминание о «моём учителе, Горацио Векки» в The Compleat Gentleman предполагает, что Пичем изучал композицию в Италии, возможно, между 1598 и 1600 годами. Сохранился четырёхголосный мадригал King James his quier, который адаптирует мотив Орианы с учётом смерти Елизаветы I. Эпиграмма 70 из Thalia’s Banquet (1620) ссылается на «набор из 4 и 5 частей автора, готовый к печати», который не сохранился; возможно, это те же «мои песни из 4 и 5 частей», упомянутые в Graphice (1612).