Пакстон, Стивен
1734 - 1787

Назад

Paxton, Stephen

  • Дата рождения: 27 декабря 1734
  • Место рождения: Дарем, Англия
  • Дата смерти: 18 августа 1787
  • Место смерти: Лондон, Англия

Биография

Английский композитор и виолончелист. Стивен Пакстон, как и его брат Уильям (р. 8 февраля 1725, Дарем; пох. 7 мая 1778, Дарем) и их племянник Джордж (1749–1779), получил раннее музыкальное образование как хоральный певец Даремского собора под руководством Джеймса Хеслетина. Его приезд в Лондон, вероятно, был связан с поддержкой Спенсера Купера, декана Дарема (1746–1774), и его брата, второго графа Купера.

В Лондоне Пакстон стал учеником Уильяма Саважа по вокалу и одним из первых участников оркестра, приглашаемого семьёй Шарп для частных концертов. Как «ревностный и добросовестный католик», он имел влияние в капелле Сардинского посольства, где его мессы исполнялись регулярно, а его племянник Джордж был органистом. Джордж также проявлял себя как универсальный музыкант, играя на виолончели и скрипке в различных концертах.

С 1757 года Стивен был членом Общества музыкантов (Society of Musicians), а с 1780 года — профессиональным членом Noblemen’s and Gentlemen’s Catch Club. Братья Пакстон были известны как композиторы глий (glees) — Стивен получил четыре премии Кэтч Клуба, Уильям — две, обе посмертно.

Творчество

Стивен Пакстон активно выступал в Лондоне как солист на виолончели и ансамблевый музыкант более 30 лет. Его инструментальные произведения иногда ошибочно приписывались Уильяму из-за недостоверной информации в словаре Сейнсбери (1824). Пакстон был одним из четырёх ведущих виолончелистов на праздновании памяти Генделя в Вестминстерском аббатстве (1784) и на других фестивалях в поддержку Общества музыкантов (1786–1787).

По уровню мастерства композиции для виолончели Стивен занимал второе место в Англии после Джеймса Черветто. Его мелодический стиль отличается плавностью и изяществом, особенно заметно в опусе 1 — сонатах для виолончели, где встречаются выразительные медленные части с тщательно проработанными галантными линиями. Поздние опусы, такие как Easy Solos (опус 3) и 12 Easy Lessons (опус 6), более технически уверенные, но менее интересные по стилистике, иногда используя народные мотивы или известные темы Генделя. Дуеты для скрипки и виолончели также демонстрируют тенденцию к упрощению стиля. В целом, его инструментальные работы отражают развитие английской инструментальной музыки 1770–80-х годов, стремящейся к более популярному, легкому стилю.

Произведения

  • Опус 1: 6 Solos, vc, b (6 соло для виолончели с басом) (1772)
  • Опус 2: 8 Duets, with a Scots air and variations (8 дуэтов с шотландской песней и вариациями для скрипки и виолончели/две виолончели) (до 1775)
  • Опус 3: 6 Easy Solos, vc/bn, b (6 лёгких соло для виолончели/виолы да гамба с басом) (ок. 1778)
  • Cello Concerto, D (Концерт для виолончели, ре мажор) (ок. 1780)
  • Опус 4: 4 Duets, vn, vc; 2 Solos, vc, b (4 дуэта для скрипки и виолончели; 2 соло для виолончели с басом) (ок. 1780)
  • Опус 5: A Collection of Glees, Catches etc., 3, 4vv (Сборник глий, кэтчей и др., 3–4 голоса) (ок. 1782), 19 произведений, 5 из них Уильяма Пакстона
  • Опус 6: 12 Easy Lessons, vc, b (12 лёгких уроков для виолончели с басом) (1786)
  • Опус 7: A Selection of 2 Songs, 6 Glees and 2 Catches (Выборка из 2 песен, 6 глий и 2 кэтчей) (ок. 1789)
  • 19 glees, odes and catches in A Collection of Catches (19 глий, од и кэтчей в сборнике кэтчей) (1763–1795); другие в антологиях, отдельных изданиях и рукописях
  • 2 Masses, D (incl. Tantum ergo), G, and Domine salvum fac in A Collection of Masses (2 мессы, ре и соль мажор, включая Tantum ergo и Domine salvum fac в сборнике мес) (1792); Месса, утрачена
  • Kyrie (ок. 1835)
  • In conceptione, O salutaris (1854)

Ноты сочинений Стивена Пакстона на сайте библиотеки IMSLP