Пакстон, Стивен
1734 - 1787
Назад
Paxton, Stephen

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Английский композитор и виолончелист. Стивен Пакстон, как и его брат Уильям (р. 8 февраля 1725, Дарем; пох. 7 мая 1778, Дарем) и их племянник Джордж (1749–1779), получил раннее музыкальное образование как хоральный певец Даремского собора под руководством Джеймса Хеслетина. Его приезд в Лондон, вероятно, был связан с поддержкой Спенсера Купера, декана Дарема (1746–1774), и его брата, второго графа Купера.
В Лондоне Пакстон стал учеником Уильяма Саважа по вокалу и одним из первых участников оркестра, приглашаемого семьёй Шарп для частных концертов. Как «ревностный и добросовестный католик», он имел влияние в капелле Сардинского посольства, где его мессы исполнялись регулярно, а его племянник Джордж был органистом. Джордж также проявлял себя как универсальный музыкант, играя на виолончели и скрипке в различных концертах.
С 1757 года Стивен был членом Общества музыкантов (Society of Musicians), а с 1780 года — профессиональным членом Noblemen’s and Gentlemen’s Catch Club. Братья Пакстон были известны как композиторы глий (glees) — Стивен получил четыре премии Кэтч Клуба, Уильям — две, обе посмертно.
Стивен Пакстон активно выступал в Лондоне как солист на виолончели и ансамблевый музыкант более 30 лет. Его инструментальные произведения иногда ошибочно приписывались Уильяму из-за недостоверной информации в словаре Сейнсбери (1824). Пакстон был одним из четырёх ведущих виолончелистов на праздновании памяти Генделя в Вестминстерском аббатстве (1784) и на других фестивалях в поддержку Общества музыкантов (1786–1787).
По уровню мастерства композиции для виолончели Стивен занимал второе место в Англии после Джеймса Черветто. Его мелодический стиль отличается плавностью и изяществом, особенно заметно в опусе 1 — сонатах для виолончели, где встречаются выразительные медленные части с тщательно проработанными галантными линиями. Поздние опусы, такие как Easy Solos (опус 3) и 12 Easy Lessons (опус 6), более технически уверенные, но менее интересные по стилистике, иногда используя народные мотивы или известные темы Генделя. Дуеты для скрипки и виолончели также демонстрируют тенденцию к упрощению стиля. В целом, его инструментальные работы отражают развитие английской инструментальной музыки 1770–80-х годов, стремящейся к более популярному, легкому стилю.
Ноты сочинений Стивена Пакстона на сайте библиотеки IMSLP