Патиньо, Карлос
1600 - 1675
Назад
Patiño, Carlos

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Карлос Патиньо был испанским композитором XVII века, одним из ведущих музыкантов Испании своего времени. С 22 июня 1612 года он был хористом в кафедральном соборе Севильи, где учился у Франсиско Компани, Хуана де Вака и Алонсо Лобо. В этот период он также имел важные музыкальные контакты с Франсиско де Сантьяго.
С 25 января 1622 до начала 1625 года Патиньо был женат на Лауре Марии де Варгас Текседа Лосано. После её смерти при родах он, вероятно, начал обучение для получения священнического сана, что было необходимо для последующих должностей.
19 января 1623 года он был назначен маэстро де канто де органо в кафедральном соборе Севильи. В 1628 году он безуспешно претендовал на должность маэстро ди капелла в кафедральном соборе Саламанки, но 8 марта того же года стал маэстро ди капелла монастыря Инкарнасьон в Мадриде, сменив Габриэля Диаса Бессона. В этом же году он занимался подготовкой к публикации Libro de misas, motetes, salmos, Magnificas, y otras cosas tocantes al culto divino (Книга месс, мотетов, псалмов, «Величаний» и других произведений, относящихся к богослужению) Лопеса де Веласко.
1 января 1634 года Патиньо сменил Матео Ромеро на должности маэстро ди капелла королевской капеллы; одновременно он был вице-маэстро и ректором колледжа хористов до 7 февраля 1657 года. В 1660 году он запросил отставку по состоянию здоровья, однако его просьба была отклонена, но ему предоставили помощника и замену. Помимо музыкальной деятельности, Патиньо был также живописцем.
Патиньо вместе с Ромеро сыграл важную роль в утверждении барочной музыкальной традиции в Испании. Он заменил итальянский стиль мадригала специфически испанским, создав национальную школу.
Патиньо писал преимущественно латинскую духовную музыку, но также создавал сочинения на испанском языке и театральную музыку, в частности cuatros de empezar — прелюдии к драматическим постановкам. Большинство его произведений предназначены для двух или трёх хоров с континуо, нередко для органа, арфы, клавесина или малого дульциана (bajoncillo). Вокальные партии иногда дублируются инструментами.
Его полихоровые сочинения сочетают имитационную фактуру с аккордовой, используют мотивы, создаваемые текстом, и контраст быстрых и медленных участков. В мелодии и гармонии Патиньо проявляет смелость: интервалы уменьшенной кварты, «ложные» соотношения (иногда одновременные) и неподготовленные диссонансы соседствуют с мягкой хроматикой. Тоны человеческие (tonos humanos) характеризуются живыми ритмами с частыми гемолями; некоторые из них предназначались для придворных торжеств. Его музыка пользовалась широкой известностью в испанских колониях Латинской Америки, где сохранилось множество рукописей.
Ноты сочинений Карлоса Патиньо на сайте библиотеки IMSLP