Пассарини, Франческо
1636 - 1694

Назад

Passarini, Francesco

  • Дата рождения: 10 ноября 1636
  • Место рождения: Болонья, Италия
  • Дата смерти: 23 сентября 1694
  • Место смерти: Болонья, Италия

Биография

Франческо Пассарини был итальянским композитором, известным своими духовными вокальными произведениями в стиле концертато, характерном для середины XVII века. 17 января 1652 года он вступил в монастырь С. Франческо в Болонье и 28 января принял постриг, вероятно тогда он изменил своё имя на Франческо.

С 1662 по 1663 годы Пассарини работал органистом в Ферраре; некоторые источники указывают, что он находился в Корреджо в 1663 году, в Болонье в 1664 и в Равенне в 1666 году. Однако достоверно известно, что с 1666 по 1672 годы он был маэстро ди капелла монастыря С. Франческо в Болонье. В 1672 году он был назначен маэстро ди капелла при приходе С. Джованни в Персикето.

В 1673 году Пассарини переехал в Венецию, где до 1680 года занимал пост маэстро ди капелла в церкви С. Мария Глориоза дей Фрари. В 1676 году он написал Te Deum («Те Деум») для торжественного исполнения в Венеции по случаю интронизации Папы Иннокентия XI. В 1680 году он вернулся на прежнюю должность в С. Франческо, где оставался до конца жизни, за исключением короткого периода во Флоренции, где был маэстро ди капелла в С. Кроче (1691–1692), и визита в Пистоию (1692–1693).

Пассарини, возможно, имел связи с Мантуей: его опус 3 посвящён Изабелле Гонзага, а опус 2 – одному из духовных сановников Мантуи. Многие его произведения сохранились в многочисленных рукописях, что свидетельствует о его популярности и уважении современников. Однако автографический перечень его произведений, составленный в 1694 году, указывает на то, что значительная часть его музыки утрачена.

Творчество

Музыкальное наследие Пассарини состоит исключительно из духовных вокальных произведений. Он активно использовал стиль концертато, особенно в произведениях для двойного хора, где проявлялось предпочтение живой имитационной полифонии. Инструменты, особенно трубы и корнеты, играли заметную роль в его сочинениях.

Его духовные сочинения включают псалмы, антифоны, комплиты, мессы, мотеты и кантаты. Несмотря на то, что многие произведения утрачены, сохранившиеся рукописи позволяют оценить художественный уровень Пассарини, его мастерство работы с хоровыми структурами и инструментальным сопровождением.

Произведения

Орaтории:

  • Il sacrifizio d’Abramo («Жертвоприношение Авраама»), Вена, 1685
  • Dio placato («Умилостивленный Бог»), Вена, 1687
  • Abrame sagrificante («Освящающий Авраам»), Болонья, 1689, утрачено
  • Il martirio di S Sebastiano («Мученичество св. Себастьяна»), Флоренция, 1690, утрачено

Другие произведения:

  • Salmi concertati («Концертирующие псалмы»), 3–6 голосов, часть с инструментами, с литанией Пресвятой Деве, 5 голосов, 2 скрипки, опус 1, Болонья, 1671
  • Antifone della Beata Virgine («Антифоны Пресвятой Деве»), 1 голос, basso continuo, опус 2, Болонья, 1671
  • Compieta («Комплета»), 5 голосов, инструменты, опус 3, Болонья, 1672
  • Messe brevi («Короткие мессы»), 8 голосов, basso continuo, опус 4, Болонья, 1690
  • Две работы, 1685 и 1695
  • Мессы (Ky, Gl, Cr)
  • Псалмы, вечерние псалмы, Magnificat, 8 голосов, basso continuo
  • Мотеты, 4, 5, 8, 16 голосов, с инструментами и basso continuo
  • Кантаты, 3 голоса
  • Прочие произведения

Многие утраченные произведения перечислены в автографическом инвентаре 1694 года.

Ноты сочинений Франческо Пассарини на сайте библиотеки IMSLP