Паскуини, Бернардо
1637 - 1710

Назад

Pasquini, Bernardo

  • Дата рождения: 7 декабря 1637
  • Место рождения: Масса Вальдиньеволе (ныне Масса э Коцциле, Пистойя), Италия
  • Дата смерти: 22 ноября 1710
  • Место смерти: Рим, Италия

Биография

Бернардо Паскуини — итальянский композитор, клавесинист и органист. В своё время он был знаменит как виртуоз клавишных и считался самым значимым итальянским композитором клавишной музыки между Фрескобальди и Доменико Скарлатти. Он также внёс значительный вклад в традиции римской оперы и оратории.

Бернардо Паскуини утверждал, что учился в школе в Уццано, недалеко от места своего рождения. По данным Г.Б. Мартини, его воспитывал дядя в Ферраре. К 1650 году Паскуини уже находился в Риме, где прожил остаток своей жизни. Считается, что его учителями были Антонио Чести и Лорето Виттори, однако он тщательно изучал произведения Палестрины и Фрескобальди, включая копирование Il primo libro delle fantasie Фрескобальди (1608, D-Bds).

Он занимал несколько постов органиста в Риме: с 1657 года в церкви С. Мария ин Валичелла (после Ф. Фонтана), затем в Кьеза Нуова и С. Луиджи деи Франчези после смерти Мутии в 1661 году (также в С. Луиджи в 1673–1675 годах), а с 8 февраля 1664 года до своей смерти — в С. Мария ин Аракоели с титулом «органист Сената и римского народа». В 1664 году он выступал как клавесинист при дворе Людовика XIV в сопровождении папского легата кардинала Флавио Киги. С 1664 по 1685 год Паскуини был одним из органистов на ораториальных представлениях в оратории С. Марчелло.

Современная репутация Паскуини опиралась главным образом на его выдающееся мастерство игры на клавишных, что обеспечило ему покровительство королевы Кристины Шведской, принца Колонна, кардиналов Оттобони и Памфили, а также, прежде всего, принца Джамбаттиста Боргезе. В ноябре 1666 года он стал клавесинистом и музыкальным руководителем принца Джамбаттиста, а около 1669 года переехал в квартиру на третьем этаже недавно построенного Palazzo Nuovo Боргезе. Переписи прихода С. Лоренцо ин Лучина подтверждают, что он жил там с 1671 года до своей смерти, сначала деля жильё с двумя другими музыкантами, а затем с племянниками, особенно с Бернардо Феличе Рикордати (1691–1710), который учился у него и впоследствии принял его фамилию.

Помимо дома Боргезе, Паскуини участвовал в исполнении светской музыки по всему Риму. Его мастерство игры на клавишных приравнивалось к уровню Арканджело Корелли как скрипача, и они выступали вместе не только на ораториях, но и на операх и камерных концертах. Корелли руководил оркестром при постановке оперы Паскуини Dov’è amore è pietà (1679, Teatro Capranica) и кантаты Accademia per musica (1687, дворец королевы Кристины Шведской).

В музыкальном гильдии, Congregazione di S Cecilia, оба стали «стражами» своих секций — Паскуини органистов, Корелли инструменталистов. 26 апреля 1706 года вместе с Алессандро Скарлатти они вступили в Академию Аркадии (основана в 1690 году), где носили имена Протико Азериано, Аркомело Эримантео и Терпандро; их покровитель, кардинал Оттобони, также был членом Академии. Именно здесь и при других обстоятельствах Паскуини, вероятно, встретил Генделя во время его пребывания в Риме.

Он посещал двор императора Леопольда I в Вене, где, как известно, исполнялась по крайней мере одна его оратория, а в 1664 году, в сопровождении кардинала Флавио Киги, племянника папы Александра VII, он отправился в Париж, где играл для Людовика XIV. Паскуини также посещал Флоренцию и другие итальянские города. К нему в Рим приезжали ученики из разных стран: помимо итальянцев (G.M. Казини, T.B. Гаффи, Франческо Гаспарини, Доменико Циполи и, возможно, Франческо Дуранте и Доменико Скарлатти), он преподавал J.P. Кригеру, Георгу Муффату и ученикам, присланным императором из Вены.

Репутация Паскуини была так высока, что после его смерти были отчеканены медальоны с его портретом. Он был похоронен в церкви С. Лоренцо ин Лучина, где находится мемориальный бюст работы Пьетро Папалео. Сохранился также портрет Бернардо Паскуини кисти Андреа Поззо.

Творчество

Хотя Паскуини пользовался репутацией клавесиниста, сопоставимой с репутацией Фрескобальди в начале века, публикации его музыки были редки. Три его произведения, приписанные «N.N. di Roma», были изданы Г. К. Аррестии, а также он представлен в сборнике токкат и сюит, изданном в Амстердаме Роже. Большая часть его клавирной музыки сохранилась в четырёх автографах, составленных между 1691 и примерно 1705 годами, предназначенных для использования его племянником Бернардо Феличе Рикордати, для которого он, вероятно, написал практическое руководство Saggi di contrappunto (1695, «Уроки контрапункта») и, возможно, также утраченное Regole per ben suonare il cembalo o organo («Правила хорошего исполнения на клавесине или органе»).

Основная и более крупная часть клавирного наследия Паскуини состоит из танцевальных сюит, вариационных циклов, арий и отдельных танцев, но 11 контрапунктовых произведений и 35 токкат напоминают о строгих влияниях Фрескобальди и раннего барокко. Приёмы тематических вариаций Фрескобальди заметны в Ricercare con fuga in più modi («Рикеркаре с фугой в нескольких способах»), тогда как две фугированные сонаты в издании Аррестии демонстрируют контрастные, живые темы и явно тональны. Токкаты, иногда называемые tastatas («тактаты»), отличаются разнообразием стиля и структуры: одна — длинная токката на педали, напоминающая «sopra i pedali» («на педали») Фрескобальди (1627), другая — всего 15 тактов. Некоторые токкаты состоят из одного раздела, одна — из пяти с чередованием двудольного и трёхдольного размеров. Проходные фигуры часто блестящие, а последовательности, параллельное письмо, гаммы и тональная фигурация заменяют угловатость и риторическую драму ранней барочной токкаты.

Сюиты и вариации Паскуини явно предназначались для клавесина. Здесь он проявил большое мелодическое изобретательство, поддержанное растущим балансом фразировки, тональности и формы, предвосхищающим галантный стиль. Следуя итальянской традиции группированных танцев, встречающейся у Фрескобальди (balletti — «баллеты», 1637) и в инструментальной музыке Каззати, Дж.Б. Витали, Дж.М. Бонончини и Корелли, он утвердил клавирную сюиту в Италии. Из 17 сюит пять имеют два танца, пять — три, шесть — четыре, одна — пять, каждая сюита в одной тональности. Основной порядок — аллеманда-корренте-гига (allemanda-corrente-giga — «аллеманда-корренте-гига», традиционная последовательность танцев), но любое движение может быть заменено арией (aria — «ария»), bizzaria («выдумка, каприччио»), tastata («тактата») или неопределённым танцем. Восьми сюитам соответствует базовая тройка движений, в шести из них за ней следуют дополнительные неопределённые танцы. Все танцы имеют бинарную форму.

Влияние танцевальной музыки заметно в 14 циклах вариаций, которые варьируются от танцевального движения с одной вариацией до 24 вариаций в Partite di bergamasca («Вариации в бергамаске»). В большинстве из них отдельные секции либо двудольные, либо бинарные, и несколько идентифицированы как конкретные танцы. Наиболее известны 14 вариаций на folia («фолия»), обычно иллюстрирующие влияние скрипичной фигурации на клавирную музыку. Четыре пассакалии (passacaglias — «пассакалия») имеют от 12 до 24 секций.

Он сочинил 28 сонат, написанных только с цифрованным басом, самую любопытную и индивидуальную группу его произведений. Ровно половина предназначена для двух клавесинов, почти все в трёх частях (Allegro-Andante-Allegro — «Быстро-Медленно-Быстро»); другая половина — для одного инструмента, от двух до пяти частей. Они не имеют очевидного прецедента.

В последние десятилетия внимание исследователей привлекла драматическая и вокальная музыка Паскуини, хотя большая часть остаётся неопубликованной, и работы ещё предстоит много. Сохранились партитуры 12 из 18 известных опер и семи из 13 ораторий. Также есть кантаты, арии и сольные мотеты. Большинство ранних опер — комедии. L’Idalma («Идальма») — типичный пример как драматически, так и музыкально. Поздние оперы включают festa teatrale («театральный праздник»), La caduta del regno dell’Amazzoni («Падение царства амазонок»), созданную для свадьбы Карлоса II Испанского с Марианной, графиней Пфальцской. Это, вероятно, было самым пышным представлением в Риме того времени. Оратории Паскуини ставились во Флоренции, Модене, Неаполе и Вене, хотя большинство, вероятно, изначально предназначалось для Рима.

В своей драматической музыке Паскуини часто использовал принцип da capo («с начала») в коротких ариях, но остинатный бас и строфические приёмы часто более значимы. Многие арии сопровождаются только континуо, а если используются другие инструменты, то обычно в рефренах и коротких вставках. Вокальные ансамбли, как правило, сквозные (through-composed). Его ариозо-стиль, особенно в ораториях, свободный, выразительный и эмоциональный, а в сменах размеров напоминает текучий, менее непрерывный стиль середины XVII века. Также присутствует более формальное драматическое письмо, например, виртуозные арии, исполняемые оставленной Идальмой.

Паскуини считался ведущим драматическим композитором Рима 1670-х годов. В 1680-х его популярность была сопоставима и затем превзойдена более молодыми современниками, особенно Алессандро Скарлатти. После 1690 года он написал только одну оперу — Eudossia («Эудоссия»), и современный источник предполагает, что он, возможно, испытывал трудности с удовлетворением актуальных требований вкуса и моды.

Произведения

Клавирные произведения

Токкаты:

  • Prelude — Прелюдия
  • 11 tastatas — 11 тактат
  • 22 toccatas — 22 токкаты
  • Toccata con lo Scherzo del cucco — Токката с шуткой кукушки

Танцы / сюиты:

  • 17 suites — 17 сюит
  • 3 allemandes — 3 аллеманды
  • 22 arias — 22 арии
  • 4 bizzarias — 4 каприччио / выдумки
  • corrente — коррента
  • 4 gigues — 4 гига

Вариации:

  • Partite del saltarello — Вариации на сальтарелло
  • Partite di bergamasca — Вариации в бергамаске
  • Partite diversi di follia — Разные вариации на тему фолии
  • Partite diversi sopra alemanda — Разные вариации на тему аллеманды
  • Variationi capricciose — Каприччиозные вариации
  • Variationi e inventione — Вариации и изобретения
  • Variationi fioritas — Украшенные вариации
  • Variationi sopra la follia — Вариации на тему фолии
  • 5 sets of variations — 5 комплектов вариаций
  • 4 movts with single variations — 4 произведения с одной вариацией

Сонаты:

  • 4 for organ — 4 для органа
  • 14 for harpsichord (figured bass only) — 14 для клавесина (только цифрованный бас)
  • 14 for 2 harpsichords (figured bass only) — 14 для двух клавесинов (только цифрованный бас)

Другие клавирные произведения:

  • 3 canzonas — 3 канцоны
  • 2 capriccios — 2 каприччио
  • fantasia — Фантазия
  • fuga — Фуга
  • 2 ricercars — 2 рикеркара
  • 4 passacaglias — 4 пассакалии
  • bergamasca — Бергамаска
  • 10 accadenze — 10 каденций
  • 10 untitled pieces — 10 безымянных произведений
  • 4 fragments — 4 фрагмента
  • 5 doubtful pieces from minor sources — 5 сомнительных произведений из второстепенных источников

Оперы (первое исполнение в Риме, если не указано иначе)

dm — dramma per musica (драматическая опера)

  • La sincerità con la sincerità, overo Il Tirinto — Искренность с искренностью, или Тиринто
  • La forza d’amore — Сила любви
  • L’Amor per vendetta, overo L’Alcasta — Любовь ради мести, или Алкаста
  • La donna ancora è fedele — Женщина всё ещё верна
  • Il Trespolo tutore balordo — Дурацкий наставник Тресполо
  • Dov’è amore è pietà — Где любовь, там милосердие
  • L’Idalma, overo Chi la dura la vince — Идальма, или Кто упорен, тот побеждает
  • Il Lisimaco — Лисимах
  • La Tessalonica — Фессалоника
  • La vita e un sogno di notte — Жизнь — это ночной сон
  • L’Arianna — Ариадна
  • Il silentio d’Arpocrate — Молчание Арпократа
  • Santa Dimna, figlia del re d’Irlanda — Святая Димна, дочь короля Ирландии
  • I giochi Troiani — Троянские игры
  • La caduta del regno dell’Amazzoni — Падение царства амазонок
  • Alessio — Алексий
  • Il Colombo, overo L’India scoperta — Колумб, или Открытая Индия
  • Eudossia — Эудоссия

Оратории (музыка утрачена, если не указано иначе)

  • Caino e Abel — Каин и Авель
  • L’Agar — Агарь
  • Assuero — Ассуэр
  • Sant’Alessio — Святой Алексий
  • Sant’Agnese — Святая Агнесса
  • Sant’Eufrasia — Святая Евфразия
  • Salutazione angelica — Ангельское приветствие
  • Divae Clarae triumphus — Триумф святой Клары
  • L’idolatria di Salomone / La caduta di Salomone — Идолопоклонство Соломона / Падение Соломона
  • I fatti di Mosè nel deserto — Дела Моисея в пустыне
  • Il martirio dei santi, Vito, Modesto e Crescenzio — Мученичество святых Вита, Модеста и Кресценция
  • L’Abramo / L’Ismaele — Авраам / Измаил
  • La sete di Cristo — Жажда Христа
  • S maria di Soria — Святая Мария Сории
  • David trionfante contro Goliath — Давид, торжествующий над Голиафом
  • Fermate, onde del Tebro, in lode di San Filippo Neri — Остановитесь, волны Тибра, в хвалу святого Филиппа Нери
  • Oratorio a 5 [on Cain and Abel] — Оратория на 5 голосов [о Каине и Авеле]

Кантаты

  • Aplauso musicale — Музыкальные аплодисменты
  • Erminia in riva del Giordano — Эрминия на берегу Иордана
  • Accademia per musica — Академия музыки
  • Aplauso festivo — Праздничные аплодисменты
  • Il colosso della costanza — Колосс стойкости
  • Sovra un’accesa pira — Над пламенной погребальной пирамидой

Более 50 сольных кантат, большинство из которых сохранилось


Прочая вокальная музыка

  • Сольные мотеты и арии

Писания

  • Saggi di contrappunto, 1695 — «Уроки контрапункта»
  • Regole per ben suonare il cembalo o organo, утрачено — «Правила хорошего исполнения на клавесине или органе»

Ноты сочинений Бернардо Паскуини на сайте библиотеки IMSLP