Партенио, Джан Доменико
1650 - 1701

Назад

Partenio, Gian Domenico

  • Дата рождения: до 1650 года
  • Место рождения: Спилимберго, Фриули (Spilimbergo, Friuli), Италия
  • Дата смерти: 1701
  • Место смерти: Венеция (Venice), Италия

Биография

Джан Партенио — итальянский композитор, певец, священник и, вероятно, доктор философии. Он продвигался по музыкальной иерархии в соборе Сан-Марко в Венеции, начиная с позиции тенора в феврале 1666 года и получив повышение жалованья с 80 до 100 дукатов в январе 1674 года. В июле 1685 года он сменил Легренци на посту вице-маэстро ди капелла, а в мае 1692 года стал маэстро ди капелла после того, как с декабря предыдущего года исполнял эти обязанности.

Партенио проявлял активность в должности вице-маэстро, однако его период работы в качестве маэстро совпал с периодом снижения музыкального уровня. С 1685 по 1689 год он также служил маэстро ди коро в Ospedale dei Mendicanti. Похвальные отзывы в венецианском ежемесячнике Pallade Veneta о его произведениях для Mendicanti свидетельствуют о том, что многие духовные вокальные работы, включая настройки вечерних псалмов, утрачены. В 1687 году его называли «Аполлоном этого добродетельного Парнаса». Певцы, работавшие под его руководством в Mendicanti, высоко ценились за украшения, интонацию и естественность исполнения (franchezza).

Его реквием, вероятно, был написан для похорон дожа Маркантонио Джустиниани в апреле 1688 года, когда, по словам Pallade Veneta, «хор невинных ягнят… плакал в песне» в мессе с сопровождением струнных инструментов. Считается, что Партенио также был тесно связан с Ospedale degli Incurabili.

В оперной сфере он работал эпизодически, получая покровительство герцогини Бенедетты Брауншвейгской (1669), графов Джованни Антонио Мезмес (1673) и Карло Виченцо Йованелли (1682), а также принца Эудженио Савойского (1687). Как священник он служил в приходской церкви Сан-Мартино, сделав её штаб-квартирой гильдии Сан-Сечилия, объединения из 100 исполнителей и музыкальных преподавателей. Партенио был главным основателем общества, а Легренци и Вольпе входили в число его ведущих сторонников. Пышные празднования дня святой 22 ноября начали проводиться с 1685 года в Сан-Мартино.

Несмотря на важность Партенио в Сан-Марко, до наших дней сохранилось удивительно мало его музыки, что подтверждает утверждение Каффи о том, что многие работы, хранившиеся в архивах Ospedale dei Mendicanti, были рассеяны и утрачены в начале XIX века. Хотя в своё время он, возможно, был более известен как автор церковной музыки, сегодня его в первую очередь помнят как композитора опер.

Творчество

Партенио оставил значительное наследие в церковной и оперной музыке. Его оперы исполнялись преимущественно в Венеции, а исполнители Mendicanti высоко ценились за мастерство вокальной техники и выразительность. В духовной музыке он создавал мессы и мотеты, некоторые из которых утрачены, а также кантаты и отдельные произведения с сопровождением.

Произведения

Оперы (все исполнены в Венеции):

  • Genserico (Генсерико), текст Н. Берегана, собор Сан Джованни е Паоло, 1669, некоторые музыкальные фрагменты А. Чести
  • Iphide greca (Ифида гречанка), текст Н. Минато, I Saloni, примерно 1671 (Действие 1 — Партенио, 2 — Д. Фрески, 3 — А. Сарторио)
  • La costanza trionfante (Триумфирующая стойкость), текст К. Йовановича, собор Сан Моизе, 1673 — утрачена
  • Dionisio, overo La virtù trionfante del vitio (Дионисий, или Триумф добродетели над пороком), текст М. Нориса, собор Сан Джованни е Паоло, 3 января 1681 (Действие 1 — П. Франческини)
  • Flavio Cuniberto (Флавий Куниберт), текст Нориса, собор Сан Джованни Гризостомо, 29 ноября 1681, возобновлена январь 1687

Духовная музыка:

  • Missa pro defunctis (Месса за упокой), 4 голоса
  • 2 мотета: Jesum Nazarenum (Иисус Назарянин), 3 голоса; Confitebor tibi (Исповедую Тебе), 2 голоса, 2 скрипки, басон, basso continuo
  • Сборник мотетов, op.1, 2–3 голоса — утрачен
  • Кантата Il fervido meriggio (Пылкий полдень), сопрано, basso continuo, без текста