Парри («Парри Слепой»), Джон
1710 - 1782
Назад
Parry ("Parry Ddall"), John

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Джон Парри — валлийский арфист. Он был слепым и научился играть на валлийской тройной арфе у своего родственника Роберта Парри из Лланллифни, а также у Стефана Шона Джонса из Пенрхиндейдрет. Благодаря настойчивости и (по свидетельству другого слепого арфиста, Ричарда Робертса из Карнарвона, 1796–1855) «усердной молитве о даре игры на арфе» Парри стал самым выдающимся арфистом своего поколения в Великобритании.
С 1734 года он служил придворным арфистом у сэра Уоткина Уильямса Винна I в поместье Уиннстей (Руабон) и продолжил службу с 1749 года до конца жизни у его сына, сэра Уоткина Уильямса Винна II. Этот валлийский баронет был активным покровителем искусств, дружил с Джошуа Рейнольдсом, Дэвидом Гарриком и Генделем. Вероятно, именно выступая в лондонском кругу сэра Уоткина, Парри произвёл впечатление на Генделя и привлёк внимание принца Уэльского, который также стал его покровителем.
В 1757 году выступление Парри в Кембридже вдохновило Томаса Грея на написание его pindaric ode The Bard («Барда»). В письме своему другу Уильяму Мейсону Грей писал:
«Господин Парри был здесь и нацарапал такую восхитительную слепую гармонию, такие напевы тысячелетней давности, с таким множеством названий, что хватило бы, чтобы задушить вас, и они заставили всё это учёное сообщество пуститься в пляс и внушили им должное уважение к моему старому барду, его земляку, когда он появится. Господин Парри, вы должны знать, снова привёл мою оду в движение и наконец довёл её до завершения».
Главная заслуга Парри заключается в том, что он совместно с валлийским органистом и арфистом Эваном Уильямсом в Лондоне опубликовал первый сборник, включающий (как считалось) исключительно валлийские мелодии. В сборник Antient British Music («Древняя британская музыка») вошло 24 безымянные мелодии, из которых как минимум половина являются несомненно валлийскими. Однако некоторые виртуозные аранжировки Парри можно идентифицировать как напевы, известные в Англии XVI века, например: The Frog Galliard («Гальярда Лягушки», Ария II), Monsieur's Almain («Аллеманда Месье», Ария X) и Mall Sims («Молл Симс», Ария XXIII). Произведение Mock Nightingale («Лжесоловей», Ария VI) является вариантом сельского танца начала XVIII века, а Ария XV восходит к балладе XVII века Methinks the Poor Town («Мне кажется, бедный город»). Подобное разнообразие было характерно для репертуара профессиональных валлийских арфистов, передававшегося устно до середины XVIII века.
Последний сборник Парри British Harmony («Британская гармония») включал среди традиционных валлийских мелодий майскую песнь и новогоднюю кэрол, а пьеса Erddigan tro'r Tant («Эрдиган через струну») несёт черты арфовой музыки периода Роберта ап Хью. Как и в других его публикациях, слова к музыке не печатались. Однако в 1745 году, вскоре после выхода Antient British Music, Парри и Уильямс намеревались издать том валлийских мелодий с текстами. Сохранился пробный рукописный сборник, содержащий шесть мелодий с валлийскими словами для исполнения в стиле canu penillion (кану пенион), что является самыми ранними образцами этой формы традиционного валлийского пения.