Парма, Николо
.... - 1613
Назад
Parma, Nicolo

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Николо Парма — итальянский композитор конца эпохи Возрождения и начала барокко, работавший главным образом в Мантуе, Павии и Новаре. О его ранней жизни почти ничего не известно, однако, вероятно, что свою карьеру он начал при дворе Гонзага в Мантуе. Именно там, около 1575 года, он принял участие в создании цикла месс на основе песнопений из Kyriale ad usum Ecclesiae S. Barbara (Кириале для употребления в церкви Святой Варвары), литургии, специально разработанной для часовни Святой Варвары по инициативе герцога Гульельмо Гонзага. Одна из месс Пармы сохранилась в рукописном источнике того времени.
В светской музыке он участвовал в создании антологий мадригалов L’amorosa caccia (Амурная охота) и Floridi virtuosi d’Italia (Цветущие виртуозы Италии), где свои произведения представляли преимущественно музыканты Мантуи. В 1592 году Парма издал Il secondo libro de madrigali (Вторая книга мадригалов) в Павии. Его мадригал Gite felici (Счастливые прогулки) вошел во Secondo libro delle canzoni a tre voci (Вторая книга песен для трех голосов) Лодовико Торти, что указывает на его пребывание в Павии в эти годы. В 1606 году композитор выпустил сборник Madrigali a sei voci (Мадригалы для шести голосов), ныне утраченный. В аннотации он был назван «maestro di Cappella dell’Incoronata», и музыковед Джузеппе Оттавио Питони полагал, что речь шла о церкви Santa Maria Incoronata (Санта-Мария Инкороната) в Лоди, недалеко от Павии.
С 1610 по 1613 год Парма служил капельмейстером собора в Новаре. Однако он был недоволен условиями службы и 7 апреля 1613 года подал прошение о получении канонического места в часовне Святой Варвары в Мантуе. Традиционно считается, что он получил эту должность, поскольку упоминается в списке музыкантов Мантуи в Lettera cronologica (Хронологическое письмо) Каньяни, однако его имя отсутствует в сохранившихся капелльных документах. Дальнейшая судьба композитора неизвестна.
Парма проявил себя как мастер духовной и светской музыки. Его религиозные произведения демонстрируют владение разными стилями: сочинения для малых составов написаны в строгой посттридентской полифонии, а для больших ансамблей он использовал полихорный стиль, характерный для итальянской музыки рубежа XVI–XVII веков. Особое значение имеет месса Missa Beatae Mariae Virginis (Месса Пресвятой Девы Марии), созданная около 1575 года для чередующегося исполнения (alternatim) в литургии часовни Святой Варвары.
В светской музыке Парма прославился как автор мадригалов, участвовавший в престижных антологиях своего времени. Его творчество отразило высокий уровень музыкальной культуры Мантуи и близких центров, а также показало его как одного из представителей переходного периода от Ренессанса к раннему барокко.
Светская музыка:
Духовная музыка:
Ноты сочинений Николо Пармы на сайте библиотеки IMSLP