Пари, Клаудио
1574 - 1619

Назад

Paris, Claudio

  • Дата рождения: 1574
  • Место рождения: Салин [ныне Салин-ле-Бен], Бургундия
  • Дата смерти: неизвестна
  • Место смерти: неизвестно

Биография

Итальянский композитор бургундского происхождения. На аутодафе, состоявшемся в монастыре Святого Доминика в Палермо 22 декабря 1598 года, он был приговорён к пяти годам гребли на галерах за ересь. С 6 сентября 1611 года по 18 марта 1619 года, по датам посвящений его второй и четвёртой книг пятиголосных мадригалов, он был активен на Сицилии, особенно в Палермо. В посвящении третьей книги он ссылается на своё ультрамонтанское происхождение, и на всех титульных страницах он описан как буржундец. Посвящение и послесловие ко второй книге утверждают, что, кроме утраченной первой книги, он уже опубликовал сборник шестиголосных мадригалов, который также утрачен. В 1615 году, согласно неописанному документу в Государственном архиве Палермо, он получил трёхлетнее назначение директором музыки в доме иезуитов в Салеми, в западной Сицилии.

Творчество

Склонность Пари к циклам мадригалов примечательна. Его вторая книга называется Il pastor fido ("Верный пастух") и состоит только из обработок текстов из драматической пасторали Гуарини. Основная часть третьей книги составлена из трёх циклов мадригалов на другие тексты из того же произведения. Il lamento d’Arianna ("Плач Ариадны"), которое дало название четвёртой книге, открывает том и составляет первые 12 из его 20 мадригалов. Только первый является обработкой текста Ринуччини, таким образом соответствуя первому мадригалу знаменитого цикла Монтеверди (в его шестой книге, 1614); остальные — обработки жалобы Ариадны, вставленной Дж.А. дель’Ангвиллара в его перевод в октавах Метаморфоз Овидия, подражая жалобе Олимпии в Orlando Furioso ("Неистовый Роланд") Ариосто и косвенно жалобе Ариадны в Heroides ("Героини") Овидия. Судя по упоминанию Айелло (см. ниже), утраченная книга шестиголосных мадригалов также могла быть написана на единый протяжённый текст, разделённый на несколько частей.

В послесловии ко второй книге дон Джованни Баттиста ди Айелло, дворянин из Палермо, проницательно определил стиль Пари:

«Он использовал много новых и сложных видов контрапункта, включая различные каноны и множество имитационных вступлений с двойными темами – как это можно видеть в его первых двух сборниках мадригалов для пяти и шести голосов – делая каждый голос ясным и отчётливым и не затрудняя восприятие слов … [В] шестой части первой [книги] для шести голосов, которая начинается словами "Fra sí contrarie tempre", можно видеть, с каким искусством разработаны шесть голосов, с двумя вступлениями в противоположном движении, которые образуют непрерывный двойной канон, используя натуральные тоны и полутоны, то есть не прибегая к каким-либо случайным альтерациям. Правда, в настоящем Pastor fido он перестал так много использовать контрапункт, чтобы разнообразить свой стиль, и предпочёл лишь обеспечить, чтобы слова изящно произносились в каждом голосе … Каждый может быть уверен, что он ввёл всё это в свою музыку с большим усердием, особенно новые и необычные диссонансы, которые он использовал не беспорядочно или случайно, но со всяким оправданием, с большим искусством и с должным вниманием к словам».

Титульная страница третьей книги, которая действительно является манифестом musica reservata, провозглашает, что её содержание «создано из нескольких стилей и новых видов изобретений, никогда ранее никем не использованных, и с большим применением имитации, строгого контрапункта и близкой интерпретации слов». Таким образом, они содержат все элементы музыкального маньеризма – обращение к архаическим стилистическим приёмам, новшества стиля и эксперименты в гармонии и структуре, а также строгий контрапункт и большое внимание к интерпретации слов – и явно были предназначены для знатоков.

Эти черты также обнаруживаются в Il lamento d’Arianna. 12 мадригалов строго основаны на нескольких характерных ритмических и мелодических элементах, все они выведены из цикла Монтеверди и ясно объявлены в первом мадригале. Подавляющее большинство разделов состоят из двойных и тройных фуг, с наложением строк текста, на фоне которых немногие короткие фразы силлабической декламации выделяются особенно резко. Из такого письма и из постоянного отсутствия кадансов происходит возражение о «длине, скорости и непрерывности высказывания», которое Айелло в упомянутом выше послесловии уже принял, не оспаривая, и которое напоминает о Гомберте как о возможной стилистической модели Пари. Более того, он воспользовался такими структурами, чтобы вставить «новые и необычные диссонансы», о которых говорил Айелло, часто неподготовленные и неразрешённые, создавая эффект сохранения гармонического напряжения и разрушая монотонность, которая могла бы иначе возникнуть от длинных отрывков политекстовой имитации. Написание для пяти голосов изобретательное и эффективное. В последней части, очевидно, чтобы передать состояние смирения отчаявшейся Ариадны, гармоническое напряжение ослабевает, а фактура проясняется: вместо сложной полифонии появляются два отрывка свободной декламации (falsobordone), диссонансы используются редко, а сопрановая партия иногда выделяется на фоне остальных голосов.

Оставшиеся мадригалы книги (обработки стихов Алессандро Алигери, Изабеллы Андреини, Франческо Контарини и Ф. Скаглии) подтверждают умение Пари обращаться с виртуозным концертанте-стилем, с соответствующим использованием двойных и тройных фуг. Его можно считать достойным последователем хроматического стиля Джованни де Макке, и он действительно достоин стоять рядом с лучшими сицилийскими мадригалистами того времени, такими как Антонио Иль Версо (который также опубликовал Lamento d’Arianna ("Плач Ариадны") в 1619 году), Сигизмондо д’Индия и Джузеппе Палаццотто э Тальявиа.

Произведения

  • Il pastor fido, secondo libro de’ madrigali, 5vv ("Верный пастух, вторая книга мадригалов, 5 голосов") — Палермо, 1611
  • Il terzo libro de’ madrigali, 5vv ("Третья книга мадригалов, 5 голосов") — Палермо, 1617
  • Il lamento d’Arianna, quarto libro de’ madrigali, 5vv ("Плач Ариадны, четвёртая книга мадригалов, 5 голосов") — Палермо, 1619
  • Il primo libro di madrigali, 5vv ("Первая книга мадригалов, 5 голосов") — утрачен
  • Il primo libro di madrigali, 6vv ("Первая книга мадригалов, 6 голосов") — утрачен