Парадис, Пьетро Доменико
1707 - 1791

Назад

Пьетро Доменико Парадис (Pietro Domenico Paradies) - итальянский композитор и педагог

  • Родился в 1707 году - Неаполь.
  • Умер 25 августа 1791 г. - Венеция.

Считается, что он учился у Николы Порпоры в Неаполе, но о его ранней жизни известно немного. Первым документально подтвержденным исполнением его музыки была опера "Алессандро в Персии" (Лукка, 1738) на либретто флорентийца Франческо Ваннески. Плохой прием этого произведения положил начало в целом неудачной карьере композитора для сцены. В сезоне 1739/40 годов Парадис переехал в Венецию, где поступил на работу в Консерваторию Мендиканти, одну из четырех известных городских школ для девочек-сирот. Там его репутация как оперного композитора еще больше пострадала, когда его серенада 1740 года "Декрет о смерти" оказалась непопулярной. Однако в этот период он познакомился с яркой венецианской музыкальной жизнью той эпохи и прогрессивной клавишной музыкой таких композиторов, как его современник Бальдассаре Галуппи. Парадис эмигрировал в Лондон в 1746 году и вскоре после этого изменил написание своего имени (от итальянской формы "Парадизи"). Он был одним из многих итальянских композиторов, включая Галуппи, работавших там в середине XVIII века. Череда его оперных неудач продолжилась в январе 1747 года, когда его постановка "Фетонте" Ванески вызвала негативную реакцию во время девяти представлений в Королевском театре Хеймаркет. Чарльз Берни описал эти арии как “плохо сформулированные” и лишенные “эстро или грации”. Хотя Парадис продолжал писать арии для постановок пастиччо в Королевском театре, где Ваннески стал импресарио, он так и не добился успеха как оперный композитор. Однако в Англии он приобрел некоторую известность как преподаватель игры на клавесине и композиции. Его самым выдающимся учеником был Томас Линли-старший, который впоследствии стал признанным английским оперным композитором. В 1770 году, собираясь уйти на покой, Парадис продал свою коллекцию рукописей Ричарду (впоследствии виконту) Фицуильяму. Он вернулся в Венецию, где и провел остаток своей жизни. Хотя Парадис опубликовал концерт для органа или клавесина с оркестром и написал множество других инструментальных произведений, его наибольшая известность принадлежит 12 сонатам для гравицембало. Этот сборник, изданный Джоном Джонсоном под защитой королевской привилегии в 1754 году, при жизни композитора несколько раз переиздавался в Англии, а также Ле Клерком и Имбо в Париже и Роджером в Амстердаме. Эти сонаты быстро завоевали широкую популярность в Англии и на континенте. Письма Леопольда Моцарта свидетельствуют о том, что они были разучены и исполнялись в его доме. Хотя Берни приписывал неудачу Парадиса как оперного композитора неопытности, сонаты неизменно демонстрируют утонченное мастерство исполнения. Некоторые из них вошли в сборники клавишной музыки 19-го и 20-го веков, а все собрание сочинений существует в двух современных изданиях. Вторая часть шестой сонаты, часто публикуемая отдельно под названием "Токката", остается популярной среди клавесинистов и пианистов. Все 12 сонат написаны в двух частях. Они демонстрируют некоторые из наиболее прогрессивных черт того времени, а также многие из тех, которые до сих пор прочно укоренились в стиле барокко. Их наиболее современным атрибутом является использование классических формальных приемов во многих отдельных частях. Вступительные части сонат - самые сложные и новаторские, 11 из 12 можно узнать как различные варианты сонатной формы. Пять заключительных частей представляют собой живые, квазиконтрапунктовые этюды, характеризующиеся ритмической регулярностью и фигурностью ломаных аккордов. Их бинарные структуры иногда напоминают сонатные, за исключением отсутствия ритмической дифференциации (например, "Токката" из сонаты № 6). Три из них - гиги и один - менуэт, все в бинарной форме. Оставшиеся три финала - это лирические рондо в медленном или умеренном темпе. Хотя многие отрывки напоминают кантабиле в стиле классической фортепианной музыки, очевидно, что эта музыка была задумана для клавесина. Динамические элементы отсутствуют. Текстуры иллюстрируют переходное состояние клавишной композиции середины века. Большая часть текста, особенно в финалах, состоит из двух частей в стиле, напоминающем контрапункт, но в котором один голос обычно более гармоничен, чем мелодичен. Некоторые части начинаются с коротких канонических пассажей, но быстро уходят от подражательного стиля. В первых частях, как правило, преобладает мелодия, исполняемая правой рукой, а в левой различные узоры подчеркивают гармонию. Настоящий бас Альберти используется лишь изредка. Во многих отрывках чувствуется влияние изящной клавишной манеры неаполитанского предшественника Парадис, Доменико Скарлатти. В своем обращении с формой Парадис непоследователен. Из 11 первых частей, напоминающих сонатную форму, в семи полностью или частично опущена основная тематическая область в изложении в манере Скарлатти. Четыре из них, однако, содержат убедительную тематическую дифференциацию в экспозициях и полное повторение. Аналогичным образом, некоторые разделы после центральной двойной полосы представляют собой поверхностное переложение вступительного материала, в то время как другие содержат относительно сложное тематическое развитие. Остальные инструментальные произведения менее прогрессивны, чем сонаты. Два концерта для клавишных написаны в стиле барокко и практически не отличаются от соло и тутти. Симфонии представляют собой типичные трехчастные итальянские увертюры. Из драматических произведений "Фетонте" необычен использованием балетной музыки для хора. Несколько отрывков из опер были опубликованы в сборниках песен. Стиль Парадиса в них компетентен, но поверхностен и не вдохновляет.

Ноты сочинений Пьетро Доменико Парадиса на сайте библиотеки IMSLP