Парадиес, Пьетро Доменико
1707 - 1791
Назад
Paradies, Pietro Domenico

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Пьетро Доменико Парадиес был итальянским композитором и педагогом. Считается, что он обучался у Николо Порпоры в Неаполе, но о его ранних годах известно очень мало. Первое задокументированное исполнение его музыки состоялось в 1738 году — опера Alessandro in Persia ("Александр в Персии") по либретто флорентийца Франческо Ваннекки. Плохой приём этой работы положил начало в целом неуспешной карьере композитора театральной музыки.
В сезоне 1739–1740 годов Парадиес переехал в Венуцию, где был принят на работу в Консерваторио деи Мендиканти, одну из четырёх знаменитых школ для сирот в городе. Здесь его репутация как оперного композитора ещё больше пострадала после неудачи серенаты 1740 года Il decreto del fato ("Указ судьбы"). В этот период он, однако, получил опыт работы в яркой музыкальной жизни Венеции и познакомился с прогрессивной клавирной музыкой современных ему композиторов, таких как Бальдассаре Галуппи.
В 1746 году Парадиес эмигрировал в Лондон и вскоре после этого изменил написание своей фамилии с итальянской формы Paradisi. Он был одним из множества итальянских композиторов, включая Галуппи, работавших там в середине XVIII века. Его серия неудач на оперной сцене продолжилась в январе 1747 года, когда его постановка Fetonte ("Фетонт") по Ваннекки получила отрицательные отзывы после девяти исполнений в King's Theatre, Haymarket. Чарльз Бёрни охарактеризовал арии как «нестройные» и лишённые «изящества и грации».
Несмотря на это, Парадиес продолжал поставлять арии для пастицци в King's Theatre, где Ваннекки стал импресарио, однако успеха как оперный композитор он так и не достиг. В Англии он приобрёл известность как педагог клавесина и композиции. Его самым выдающимся учеником был старший Томас Линли, который впоследствии стал признанным композитором английской оперы. В 1770 году, предвидя уход на пенсию, Парадиес продал свою коллекцию рукописей Ричарду (позднее виконту) Фицвильяму. После этого он вернулся в Венецию, где и прожил остаток жизни.
Хотя Парадиес публиковал концерт для органа или клавесина с оркестром и сочинил множество других инструментальных произведений, его наибольшая известность связана с 12 Sonate di gravicembalo ("Сонаты для клавесина"). Коллекция была издана Джоном Джонсоном под защитой королевского привилегия в 1754 году, многократно переиздавалась в Англии при жизни композитора, а также в Париже и Амстердаме. Эти сонаты быстро получили широкое признание в Англии и на континенте. Письма Леопольда Моцарта свидетельствуют о том, что они изучались и исполнялись в его доме.
Несмотря на мнение Бёрни о неудаче Парадиеса как оперного композитора, сонаты демонстрируют высокое мастерство. Некоторые из них вошли в сборники клавирной музыки XIX и XX веков, весь комплект существует в двух современных изданиях. Второе движение шестой сонаты, часто публикуемое отдельно под названием Toccata ("Токката"), остаётся популярным среди исполнителей на клавесине и пианистами.
Сонаты состоят из двух частей. Они демонстрируют как прогрессивные черты времени, так и устойчивую приверженность барочному стилю. Наиболее современным элементом является наличие классической формы в отдельных частях. Первые части сонат самые сложные и инновационные, 11 из 12 распознаются как различные версии сонатной формы. Пять заключительных частей представляют собой живые, квазиконтрапунтальные исследования с регулярным ритмом и разложением аккордов. Их бинарная структура иногда приближается к сонатной форме, за исключением отсутствия ритмического различия. Три заключительные части — гиги, одна — менуэт, оставшиеся три финала — лирические рондо в медленном или среднем темпе.
Хотя многие фрагменты приближаются к кантиленному стилю классической фортепианной музыки, они явно предназначены для клавесина. Динамические обозначения отсутствуют. Текстуры отражают переходное состояние клавирной композиции середины XVIII века. Многие фрагменты, особенно финалы, написаны в двух голосах, в стиле, напоминающем контрапункт, где один голос чаще гармонический, чем мелодический. Первые части доминируют правой рукой, в то время как левая очерчивает гармонию. Настоящий бас Альберти встречается лишь изредка. Влияние стиля Неаполитанского предшественника Парадиеса, Доменико Скарлатти, очевидно.
Другие инструментальные работы менее прогрессивны, чем сонаты. Два клавирных концерта выполнены в барочном стиле, с небольшим различием между соло и tutti. Симфонии — типичные итальянские трехчастные увертюры. В драматических произведениях, например Fetonte ("Фетонт"), необычно использование балетной музыки для хора. Отдельные арии из опер публиковались в сборниках песен. Стиль Парадиеса в них компетентен, но простой и без вдохновения.
Драматические:
Инструментальные:
Несколько симфонических увертюр, другие клавирные произведения, сольфеджио для сопрано, кантаты, арии
Ноты сочинений Пьетро Доменико Парадиеса на сайте библиотеки IMSLP