Панайотес, Хрисафес хо Неос
1620 - 1682
Назад
Panagiotes, Chrysaphes ho Neos

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Панайотес Хрисафес хо Неос был ромейским (греческим) композитором, кантором и гимнографом. С 1655 по 1682 годы он занимал должность протопсалта (главного певца) Вселенского Патриархата Константинополя и сыграл ключевую роль в возрождении византийского пения, начатом его предшественником Феофаном Карикесом.
Он был учеником патриаршего протопсалта Георгиоса Райдестиноса, который предложил ему заняться переработкой позднесредневекового Стихирариона, традиционно приписываемого Мануилу Хрисафесу. Панайотес называл эту работу «украшением» (kallopismos), что включало добавление новых мелодических формул (theseis), ранее передававшихся устно в патриаршей капелле.
Он также аналогично переработал весь Анастасиматарий и отрывки из Хейрмологиона. Среди других его песнопений для Божественной службы — модально упорядоченные серии из восьми кекрагариев для Вечерни, респонсории, акламации, тропарии, идиомелы и мегалинары для Утрени, а также восемь пасапноариев для Литургии (песнопение «Hoi ainoi»). Для евхаристических литургий он создал херувимские гимны и многочисленные причастные стихи для воскресных, будничных и праздничных служб.
Его разнородные песнопения включают несколько калофонических стихир, а также учебную песню Ho thelōn mousikōn mathein («Желающий изучать музыку»), иллюстрирующую исполнение распространённых мелодических формул (theseis).
Панайотес пользовался уважением современников, которые считали его достижения сопоставимыми с поздневизантийскими мастерами, и при жизни получил прозвище «Новый Хрисафес». Почти все музыкальные рукописи, содержащие его произведения — включая восемь сохранившихся автографов — используют это прозвище, тогда как его христианское имя упоминается только у его ученика Дионисия Иеромонаха.
Стихирарион Панайотеса вскоре уступил популярностью произведению его ученика Германа из Новых Патр, однако Анастасиматарий оставался в широком употреблении до его замены через столетие сборниками Петроса Пелопоннесиоса и Петроса Византиоса. Позже напечатанные произведения включают великопосельный доxастикон (издание Фока) и четыре калофонических гимна, переписанных протопсалтой Григориосом (издания Лампадариоса и Стефаноса Першего Доместикоса).
Основным вкладом Панайотеса является систематизация византийского песнопения и введение новых мелодических формул в устоявшуюся литургическую традицию. Он занимался переработкой ключевых византийских сборников: Стихирариона, Анастасиматария и Хейрмологиона. Его работы охватывают все основные службы: вечерни, утрени, литургии, причастные стихи, херувимские гимны, тропарии, идиомелы и мегалинары.
Он также создал учебные и калофонические произведения, демонстрирующие возможности исполнения и декоративности песнопений. Важной частью его творчества было введение модально упорядоченных серий кекрагариев и пасапноариев для служб.
Большинство музыкальных рукописей его времени, передающих его произведения, включают исключительно его прозвище «Новый Хрисафес», что подчёркивает его значимость в музыкальной традиции Константинополя.