Пампани, Антонио Гаэтано
1705 - 1775

Назад

Pampani, Antonio Gaetano

  • Дата рождения: около 1705
  • Место рождения: Модена, Италия
  • Дата смерти: декабрь 1775
  • Место смерти: Урбино, Италия

Биография

Антонио Гаетано Пампани был итальянским композитором первой половины XVIII века, работающим преимущественно в жанре оперы и сакральной музыки. В ранних либретто и документах его имя встречается как Пампино или Пампини, что, вероятно, является результатом вариаций написания, а не указанием на разных композиторов.

Ранняя карьера Пампани связана с УРБИНО и Фано: 18 июля 1726 года он был избран маэстро ди капелла собора Фано, однако не смог сразу приступить к обязанностям, так как уже работал в оперной труппе в Урбино, где, по-видимому, учился у Филиппо Сальвиати. В Фано он также начал дирижировать оркестром театра Teatro del Sole в Пезаро, а также писать отдельные арии и интермедии для местных постановок.

С конца 1730-х до середины 1740-х годов Пампани занимался преимущественно театральной деятельностью: писал оперы для Венеции и оркестровые интермедии, а также оротории для Фермо и Макераты. В 1746 году он был принят в Филармоническую академию Болоньи, что ознаменовало важный этап его карьеры. В последующее десятилетие он ежегодно создавал оперы сериа для оперных театров Венеции, Рима, Милана и Турина.

В Венеции Пампани занимал пост директора хора и оркестра Poveri Derelitti (также известного как Ospedaletto), где он сочинял оротории, группы сольных мотетов для сопрано и альта с оркестровым сопровождением, а также другие произведения для женского хора. Для вестминских служб он писал концерты для скрипки и виолончели, часто специально для праздника Успения Девы Марии.

Последние годы жизни Пампани были связаны с Урбино, где он 27 декабря 1767 года был назначен маэстро ди капелла собора, однако до июля 1768 года освобождён от обязанностей для завершения последней оперы для Венеции — Il Demetrio. После его смерти место занял Джузеппе Газзанига.

О личной жизни композитора известно очень мало. В рукописи симфонии он обозначен как «аббат», но других подтверждений этому нет. Возможно, что Тereza Фортуна Пампино, появившаяся в его первой венецианской опере L’Anagilda (1735), была родственницей или супругой композитора.

Творчество

Пампани был композитором как оперной, так и сакральной музыки. Он создавал оперы сериа для ведущих театров Италии, а также оротории и мотеты для исполнения в церквях и при госпиталях Венеции. Его музыка отличается сочетанием барочной драматической выразительности и строгой полифонической техники в хоровых произведениях. Среди его опер встречаются как полностью серьёзные, так и пастиччо, включающие вставные арии других композиторов.

Особое место занимают его мотеты для сопрано или альта с оркестром, написанные для исполнения в Poveri Derelitti, а также концерты для скрипки и виолончели, созданные для вестминских служб. Среди сакральных произведений выделяются мессы, псалмы, гимны и антифоны, которые Пампани создавал в течение более чем двух десятилетий для женского хора и оркестра.

Произведения

Опера

  • Delbo mal maritato («Плохо выданный замуж») (интермеццо, Пезаро, Teatro del Sole, 1730)
  • L’Anagilda («Анагильда») (Венеция, S Cassiano, карнавал 1735)
  • Sedecia («Седекия») (Асколи, 1736)
  • Artaserse Longimano («Артасерсе Лонджимано») (Венеция, S Angelo, карнавал 1737)
  • Siroe («Сироэ») (Феррара, 1738)
  • Semiramide riconosciuta («Семирамида, признанная») (Фермо, 1741)
  • La caduta d’Amulio («Падение Амулия») (Венеция, S Angelo, карнавал 1746)
  • La clemenza di Tito («Милосердие Тита») (Венеция, S Cassiano, карнавал 1748)
  • Adriano in Siria («Адриан в Сирии») (Милан, Ducal, карнавал 1750)
  • Artaserse («Артасерсе») (Венеция, S Giovanni Grisostomo, карнавал 1750)
  • Venceslao («Венцеслав») (Венеция, S Cassiano, карнавал 1752)
  • Andromaca («Андромаха») (Рим, Argentina, карнавал 1753)
  • Madama Dulcinea, o Tiberio cuoco del maestro del bosco («Мадам Дульсинея, или Тиберий, повар мастера леса») (интермеццо, Пезаро, Teatro del Sole, карнавал 1753)
  • Eurione («Эврион») (Рим, Capranica, 8 января 1754)
  • Astianatte («Астианатт») (Венеция, S Moisè, карнавал 1755)
  • Antigono («Антигон») (Турин, Regio, 26 декабря 1757)
  • Demofoonte («Демофонт») (Рим, Dame, карнавал 1757)
  • L’olimpiade [Act 2] («Олимпиада [Акт 2]») (Венеция, S Benedetto, 26 декабря 1766)
  • Il Demetrio («Деметрий») (Венеция, S Benedetto, Вознесение 1768)

Оротории

  • S Maurizio e compagni martiri («Святой Маурицио и товарищи мученики») (Перуджа, S Marianuova, 1738)
  • Assalonne («Ассалон») (Фермо, 1739)
  • L’obbedienza di Gionata («Послушание Ионата») (1739)
  • Ester («Эстер») (Мандола, 1740)
  • Il Giefte («Жертвоприношение») (Фермо, S Filippo, 1746)
  • La vocazione di S Francesco d’Assisi («Призвание святого Франциска Ассизского») (Губбио, 1749)
  • L’innocenza rispettata («Уваженная невинность») (Венеция, Oratorio di S Filippo Neri, 1749)
  • Messiae praeconium carmine complexum («Возвещение о Мессии в стихах») (Венеция, Poveri Derelitti, 1754)
  • Sofonea id est Joseph pro Rex Aegypti («Софонея, то есть Иосиф перед царем Египта») (Венеция, Poveri Derelitti, 1755)
  • Triumphus Judith («Триумф Иудифь») (Венеция, Poveri Derelitti, 1757)
  • La morte di Abele («Смерть Авеля») (Венеция, Accademia Filarmonica, 22 марта 1758)
  • Prophetiae evangelicae ac mors Isaiae («Евангельские пророчества и смерть Исаии») (Венеция, Poveri Derelitti, 1760)
  • Pro solemni die BMV («На праздничный день Девы Марии») (Венеция, Poveri Derelitti, 1764)
  • Amor divino e Urbana («Божественная любовь и Урбино») (кантата a 2, Урбино, 1768)

Мотеты для сольного сопрано или альта с оркестром

(все для Poveri Derelitti; тексты из опубликованных либретто 1747–1761)

  • Ab impio venatore («От нечестивого охотника»)
  • Ad solem eja («К солнцу иди»)
  • Affectus ardentes («Пламенные страсти»)
  • Affectus fallaces («Обманчивые страсти»)
  • Affectus terrenus («Земные страсти»)
  • Agitatae furibundae («Взбунтованные и яростные»)
  • Ah tu barbara, crudelis («Ах, ты варварская, жестокая»)
  • Aquilo, surge et veni («Северный ветер, поднимись и приди»)
  • Aquila volitando («Парящий орел»)
  • A somno cessate («Прекратите сон»)
  • A venatoris telo Gemebunda («Стон от стрелы охотника»)
  • Barbara gens ingrata («Неблагодарный варварский народ»)
  • Canite buccina («Звучите трубы»)
  • Canoro concentu («Песнь гармонии»)
  • Carae venite ad fontem («Дорогие, идите к источнику»)
  • Coeli laetantes chori mundi («Радующиеся хоры мира небесного»)
  • Coelo tonante pavet afflictum cor («Гремящее небо пугает страдающее сердце»)
  • Columba adorata («Поклоняемый голубь»)
  • De matutino («Утром»)
  • De monte virenti («С зелёной горы»)
  • Dente rabido lethali («С убийственным клыком»)
  • Dum fugat astra Aurora («Пока Аврора гонит звёзды»)
  • Dum Philomela in ramo («Пока Филомела на ветке»)
  • Dum vivo, maris unda («Пока я жив, волна моря»)
  • Ecce furiae debaccando («Смотрите разгульные ярости»)
  • Ecce Ramus a decora («Вот ветвь из украшений»)
  • Ecce signum («Вот знак»)
  • Excitata, sum comprehensa («Я возбуждена, я понята»)
  • Exeant ab imo («Выходят снизу»)
  • Exit ursa rapta prole («Уходит медведица с потомством»)
  • Fluctus inter agitata («Волны в волнении»)
  • Fugendo a reo crudeli («Убегая от жестокого виновного»)
  • Fuge sol, atro, pallore («Беги, солнце, чернотой и бледностью»)
  • Fulgura, o Deus, a coelo («Молнии, о Боже, с небес»)
  • Hoc est regnum umbrae mortis («Это царство тени смерти»)
  • Horti clausi folia («Листья закрытых садов»)
  • Imagines laetae («Радостные образы»)
  • In scuto potenti («На могучем щите»)
  • In vertice fumante («На курящейся вершине»)
  • In voce laetabunda («В радостном голосе»)
  • In voce modulata («В звучащем голосе»)
  • Laeta ridens maris unda («Радостная улыбающаяся волна моря»)
  • Laeta sum jucunda nimis («Я чрезмерно радостна и довольна»)
  • Lux serena («Ясный свет»)
  • Mare fremit in procella («Море бушует в буре»)
  • Me jactat haec unda in ventre («Меня качает эта волна внутри»)
  • Modo in uno («Только в одном»)
  • Montes alti («Высокие горы»)
  • Morde terram («Кусай землю»)
  • Oh fulgida Aurora («О сияющая Аврора»)
  • O Jesu clemens («О милосердный Иисус»)
  • O quam laeta («О, как радостно»)
  • Pede tremente fugio («Бегу дрожащей ногой»)
  • Placida surge aurora («Встань, спокойная Аврора»)
  • Properate vos micando («Спешите, сияя»)
  • Pueri omnes («Все мальчики»)
  • Pugnat, exardet aether («Борется, воспламеняется эфир»)
  • Puro affectu («Чистыми чувствами»)
  • Qualis excitat («Как возбуждает»)
  • Quid hoc est rei? («Что это за дело?»)
  • Quot ver explicuit flores («Сколько цветов раскрыла весна»)
  • Recede sol ab axe («Отступи, солнце, от оси»)
  • Recessit aura rigida («Отступил холодный ветер»)
  • Reflorente amoeno aprili («В расцветающем приятном апреле»)
  • Sacra tempora dilecti rosae («Святые времена возлюбленной розы»)
  • Scandit astra, virgo excelsa («Звёзды поднимаются, возвышенная дева»)
  • Sibilant venti in mari («Свистят ветры над морем»)
  • Sit avernus in furore («Пусть ад бушует»)
  • Sole petente occasum nimbo («Солнце ищет закат в туче»)
  • Squallida, inculta («Скучная, пустынная»)
  • Strident venti («Шумят ветры»)
  • Sum agitata in mente («Я взволнована в уме»)
  • Sum navis agitata («Я — потревоженный корабль»)
  • Surge, o pastor («Встань, пастух»)
  • Tace, non audio te («Молчи, не слышу тебя»)
  • Tubae sono («Трубы звучат»)
  • Tu rapida è coelo («Ты быстро с небес»)
  • Unda fremit («Волна ревет»)
  • Vade repente («Иди внезапно»)
  • Video lucentes vias («Вижу сверкающие пути»)
  • Vocat agnus («Зовет агнец»)
  • Vos detestor («Я вас ненавижу»)

Духовная музыка

  • (все для Poveri Derelitti, Венеция)
  • Messa a più voci («Месса для нескольких голосов»), 1764
  • Mag («Великое богослужение»), 1748, 1749, 1753, 1756, 1757, 1761, 1764
  • Confitebor tibi à 4 («Буду славить Тебя, 4 голоса»), 17 мая 1756
  • De profundis («Из глубины»), дата неизвестна
  • Dixit Dominus («Сказал Господь»), 1753
  • In convertendo Dominus à 4 («Когда Господь обратил, 4 голоса»), дата неизвестна
  • Lauda Jerusalem («Воспой, Иерусалим»), 1764
  • Laudate pueri («Хвалите, дети»), 1742, 1748, 1749, 24 сентября 1753, 1754, 1756, 1761, 1764
  • Laetatus sum («Я радовался»), 1761
  • Nisi Dominus («Если не Господь»), 1748, 1753, 1761, 1764

Гимны

  • Pange lingua à 3 («Протяни язык, 3 голоса»)
  • Sicut erat à 4 («Как было, 4 голоса»), 1746
  • Tantum ergo à 8 («Так велико, 8 голосов»)
  • Tantum ergo à 5 («Так велико, 5 голосов»)

Антемы

  • Salve regina («Приветствую тебя, Царица»), 1 голос, оркестр, 8 экземпляров
  • Domine probasti à 4 («Господи, Ты испытал, 4 голоса»), 14 августа 1764
  • Sicut erat in principio («Как было в начале»), 4 голоса, basso continuo
  • Pietà mio Dio («Сострадание, мой Боже»), канон, 3 голоса

Инструментальная музыка

  • Sonata, hpd («Соната, клавесин»), в сборнике J.U. Haffner, Raccolta musicale, ii, Нюрнберг, около 1750
  • 2 sonatas, e, D, hpd («Сонаты, ми, ре, клавесин»)
  • Sonata, G, hpd («Соната, соль, клавесин»)
  • 3 sonatas, F, G, G, hpd («Сонаты, фа, соль, соль, клавесин»)
  • Sonata, hpd, D («Соната, клавесин, ре»)
  • Conc., G, hpd, orch («Концерт, соль, клавесин, оркестр»)
  • 3 concs., D («Три концерта, ре»)
  • 3 concs. for vn, vc and va d'amore («Три концерта для скрипки, виолончели и альта д’амур»), утрачены
  • Allegro, E , F, hpd («Аллегро, ми, фа, клавесин»)
  • Toccata, D, org («Токката, ре, орган»)
  • Sym., D («Симфония, ре»)
  • Sym., G («Симфония, соль»)
  • Fuga à 4, 1746 («Фуга на 4 голоса, 1746»)
  • Capriccio, F, hpd («Каприччио, фа, клавесин»)

Ноты сочинений Антонио Гаэтано Пампани на сайте библиотеки IMSLP