- Дата рождения: около 1705
- Место рождения: Модена, Италия
- Дата смерти: декабрь 1775
- Место смерти: Урбино, Италия
Биография
Антонио Гаетано Пампани был итальянским композитором первой половины XVIII века, работающим преимущественно в жанре оперы и сакральной музыки. В ранних либретто и документах его имя встречается как Пампино или Пампини, что, вероятно, является результатом вариаций написания, а не указанием на разных композиторов.
Ранняя карьера Пампани связана с УРБИНО и Фано: 18 июля 1726 года он был избран маэстро ди капелла собора Фано, однако не смог сразу приступить к обязанностям, так как уже работал в оперной труппе в Урбино, где, по-видимому, учился у Филиппо Сальвиати. В Фано он также начал дирижировать оркестром театра Teatro del Sole в Пезаро, а также писать отдельные арии и интермедии для местных постановок.
С конца 1730-х до середины 1740-х годов Пампани занимался преимущественно театральной деятельностью: писал оперы для Венеции и оркестровые интермедии, а также оротории для Фермо и Макераты. В 1746 году он был принят в Филармоническую академию Болоньи, что ознаменовало важный этап его карьеры. В последующее десятилетие он ежегодно создавал оперы сериа для оперных театров Венеции, Рима, Милана и Турина.
В Венеции Пампани занимал пост директора хора и оркестра Poveri Derelitti (также известного как Ospedaletto), где он сочинял оротории, группы сольных мотетов для сопрано и альта с оркестровым сопровождением, а также другие произведения для женского хора. Для вестминских служб он писал концерты для скрипки и виолончели, часто специально для праздника Успения Девы Марии.
Последние годы жизни Пампани были связаны с Урбино, где он 27 декабря 1767 года был назначен маэстро ди капелла собора, однако до июля 1768 года освобождён от обязанностей для завершения последней оперы для Венеции — Il Demetrio. После его смерти место занял Джузеппе Газзанига.
О личной жизни композитора известно очень мало. В рукописи симфонии он обозначен как «аббат», но других подтверждений этому нет. Возможно, что Тereza Фортуна Пампино, появившаяся в его первой венецианской опере L’Anagilda (1735), была родственницей или супругой композитора.
Творчество
Пампани был композитором как оперной, так и сакральной музыки. Он создавал оперы сериа для ведущих театров Италии, а также оротории и мотеты для исполнения в церквях и при госпиталях Венеции. Его музыка отличается сочетанием барочной драматической выразительности и строгой полифонической техники в хоровых произведениях. Среди его опер встречаются как полностью серьёзные, так и пастиччо, включающие вставные арии других композиторов.
Особое место занимают его мотеты для сопрано или альта с оркестром, написанные для исполнения в Poveri Derelitti, а также концерты для скрипки и виолончели, созданные для вестминских служб. Среди сакральных произведений выделяются мессы, псалмы, гимны и антифоны, которые Пампани создавал в течение более чем двух десятилетий для женского хора и оркестра.
Произведения
Опера
- Delbo mal maritato («Плохо выданный замуж») (интермеццо, Пезаро, Teatro del Sole, 1730)
- L’Anagilda («Анагильда») (Венеция, S Cassiano, карнавал 1735)
- Sedecia («Седекия») (Асколи, 1736)
- Artaserse Longimano («Артасерсе Лонджимано») (Венеция, S Angelo, карнавал 1737)
- Siroe («Сироэ») (Феррара, 1738)
- Semiramide riconosciuta («Семирамида, признанная») (Фермо, 1741)
- La caduta d’Amulio («Падение Амулия») (Венеция, S Angelo, карнавал 1746)
- La clemenza di Tito («Милосердие Тита») (Венеция, S Cassiano, карнавал 1748)
- Adriano in Siria («Адриан в Сирии») (Милан, Ducal, карнавал 1750)
- Artaserse («Артасерсе») (Венеция, S Giovanni Grisostomo, карнавал 1750)
- Venceslao («Венцеслав») (Венеция, S Cassiano, карнавал 1752)
- Andromaca («Андромаха») (Рим, Argentina, карнавал 1753)
- Madama Dulcinea, o Tiberio cuoco del maestro del bosco («Мадам Дульсинея, или Тиберий, повар мастера леса») (интермеццо, Пезаро, Teatro del Sole, карнавал 1753)
- Eurione («Эврион») (Рим, Capranica, 8 января 1754)
- Astianatte («Астианатт») (Венеция, S Moisè, карнавал 1755)
- Antigono («Антигон») (Турин, Regio, 26 декабря 1757)
- Demofoonte («Демофонт») (Рим, Dame, карнавал 1757)
- L’olimpiade [Act 2] («Олимпиада [Акт 2]») (Венеция, S Benedetto, 26 декабря 1766)
- Il Demetrio («Деметрий») (Венеция, S Benedetto, Вознесение 1768)
Оротории
- S Maurizio e compagni martiri («Святой Маурицио и товарищи мученики») (Перуджа, S Marianuova, 1738)
- Assalonne («Ассалон») (Фермо, 1739)
- L’obbedienza di Gionata («Послушание Ионата») (1739)
- Ester («Эстер») (Мандола, 1740)
- Il Giefte («Жертвоприношение») (Фермо, S Filippo, 1746)
- La vocazione di S Francesco d’Assisi («Призвание святого Франциска Ассизского») (Губбио, 1749)
- L’innocenza rispettata («Уваженная невинность») (Венеция, Oratorio di S Filippo Neri, 1749)
- Messiae praeconium carmine complexum («Возвещение о Мессии в стихах») (Венеция, Poveri Derelitti, 1754)
- Sofonea id est Joseph pro Rex Aegypti («Софонея, то есть Иосиф перед царем Египта») (Венеция, Poveri Derelitti, 1755)
- Triumphus Judith («Триумф Иудифь») (Венеция, Poveri Derelitti, 1757)
- La morte di Abele («Смерть Авеля») (Венеция, Accademia Filarmonica, 22 марта 1758)
- Prophetiae evangelicae ac mors Isaiae («Евангельские пророчества и смерть Исаии») (Венеция, Poveri Derelitti, 1760)
- Pro solemni die BMV («На праздничный день Девы Марии») (Венеция, Poveri Derelitti, 1764)
- Amor divino e Urbana («Божественная любовь и Урбино») (кантата a 2, Урбино, 1768)
Мотеты для сольного сопрано или альта с оркестром
(все для Poveri Derelitti; тексты из опубликованных либретто 1747–1761)
- Ab impio venatore («От нечестивого охотника»)
- Ad solem eja («К солнцу иди»)
- Affectus ardentes («Пламенные страсти»)
- Affectus fallaces («Обманчивые страсти»)
- Affectus terrenus («Земные страсти»)
- Agitatae furibundae («Взбунтованные и яростные»)
- Ah tu barbara, crudelis («Ах, ты варварская, жестокая»)
- Aquilo, surge et veni («Северный ветер, поднимись и приди»)
- Aquila volitando («Парящий орел»)
- A somno cessate («Прекратите сон»)
- A venatoris telo Gemebunda («Стон от стрелы охотника»)
- Barbara gens ingrata («Неблагодарный варварский народ»)
- Canite buccina («Звучите трубы»)
- Canoro concentu («Песнь гармонии»)
- Carae venite ad fontem («Дорогие, идите к источнику»)
- Coeli laetantes chori mundi («Радующиеся хоры мира небесного»)
- Coelo tonante pavet afflictum cor («Гремящее небо пугает страдающее сердце»)
- Columba adorata («Поклоняемый голубь»)
- De matutino («Утром»)
- De monte virenti («С зелёной горы»)
- Dente rabido lethali («С убийственным клыком»)
- Dum fugat astra Aurora («Пока Аврора гонит звёзды»)
- Dum Philomela in ramo («Пока Филомела на ветке»)
- Dum vivo, maris unda («Пока я жив, волна моря»)
- Ecce furiae debaccando («Смотрите разгульные ярости»)
- Ecce Ramus a decora («Вот ветвь из украшений»)
- Ecce signum («Вот знак»)
- Excitata, sum comprehensa («Я возбуждена, я понята»)
- Exeant ab imo («Выходят снизу»)
- Exit ursa rapta prole («Уходит медведица с потомством»)
- Fluctus inter agitata («Волны в волнении»)
- Fugendo a reo crudeli («Убегая от жестокого виновного»)
- Fuge sol, atro, pallore («Беги, солнце, чернотой и бледностью»)
- Fulgura, o Deus, a coelo («Молнии, о Боже, с небес»)
- Hoc est regnum umbrae mortis («Это царство тени смерти»)
- Horti clausi folia («Листья закрытых садов»)
- Imagines laetae («Радостные образы»)
- In scuto potenti («На могучем щите»)
- In vertice fumante («На курящейся вершине»)
- In voce laetabunda («В радостном голосе»)
- In voce modulata («В звучащем голосе»)
- Laeta ridens maris unda («Радостная улыбающаяся волна моря»)
- Laeta sum jucunda nimis («Я чрезмерно радостна и довольна»)
- Lux serena («Ясный свет»)
- Mare fremit in procella («Море бушует в буре»)
- Me jactat haec unda in ventre («Меня качает эта волна внутри»)
- Modo in uno («Только в одном»)
- Montes alti («Высокие горы»)
- Morde terram («Кусай землю»)
- Oh fulgida Aurora («О сияющая Аврора»)
- O Jesu clemens («О милосердный Иисус»)
- O quam laeta («О, как радостно»)
- Pede tremente fugio («Бегу дрожащей ногой»)
- Placida surge aurora («Встань, спокойная Аврора»)
- Properate vos micando («Спешите, сияя»)
- Pueri omnes («Все мальчики»)
- Pugnat, exardet aether («Борется, воспламеняется эфир»)
- Puro affectu («Чистыми чувствами»)
- Qualis excitat («Как возбуждает»)
- Quid hoc est rei? («Что это за дело?»)
- Quot ver explicuit flores («Сколько цветов раскрыла весна»)
- Recede sol ab axe («Отступи, солнце, от оси»)
- Recessit aura rigida («Отступил холодный ветер»)
- Reflorente amoeno aprili («В расцветающем приятном апреле»)
- Sacra tempora dilecti rosae («Святые времена возлюбленной розы»)
- Scandit astra, virgo excelsa («Звёзды поднимаются, возвышенная дева»)
- Sibilant venti in mari («Свистят ветры над морем»)
- Sit avernus in furore («Пусть ад бушует»)
- Sole petente occasum nimbo («Солнце ищет закат в туче»)
- Squallida, inculta («Скучная, пустынная»)
- Strident venti («Шумят ветры»)
- Sum agitata in mente («Я взволнована в уме»)
- Sum navis agitata («Я — потревоженный корабль»)
- Surge, o pastor («Встань, пастух»)
- Tace, non audio te («Молчи, не слышу тебя»)
- Tubae sono («Трубы звучат»)
- Tu rapida è coelo («Ты быстро с небес»)
- Unda fremit («Волна ревет»)
- Vade repente («Иди внезапно»)
- Video lucentes vias («Вижу сверкающие пути»)
- Vocat agnus («Зовет агнец»)
- Vos detestor («Я вас ненавижу»)
Духовная музыка
- (все для Poveri Derelitti, Венеция)
- Messa a più voci («Месса для нескольких голосов»), 1764
- Mag («Великое богослужение»), 1748, 1749, 1753, 1756, 1757, 1761, 1764
- Confitebor tibi à 4 («Буду славить Тебя, 4 голоса»), 17 мая 1756
- De profundis («Из глубины»), дата неизвестна
- Dixit Dominus («Сказал Господь»), 1753
- In convertendo Dominus à 4 («Когда Господь обратил, 4 голоса»), дата неизвестна
- Lauda Jerusalem («Воспой, Иерусалим»), 1764
- Laudate pueri («Хвалите, дети»), 1742, 1748, 1749, 24 сентября 1753, 1754, 1756, 1761, 1764
- Laetatus sum («Я радовался»), 1761
- Nisi Dominus («Если не Господь»), 1748, 1753, 1761, 1764
Гимны
- Pange lingua à 3 («Протяни язык, 3 голоса»)
- Sicut erat à 4 («Как было, 4 голоса»), 1746
- Tantum ergo à 8 («Так велико, 8 голосов»)
- Tantum ergo à 5 («Так велико, 5 голосов»)
Антемы
- Salve regina («Приветствую тебя, Царица»), 1 голос, оркестр, 8 экземпляров
- Domine probasti à 4 («Господи, Ты испытал, 4 голоса»), 14 августа 1764
- Sicut erat in principio («Как было в начале»), 4 голоса, basso continuo
- Pietà mio Dio («Сострадание, мой Боже»), канон, 3 голоса
Инструментальная музыка
- Sonata, hpd («Соната, клавесин»), в сборнике J.U. Haffner, Raccolta musicale, ii, Нюрнберг, около 1750
- 2 sonatas, e, D, hpd («Сонаты, ми, ре, клавесин»)
- Sonata, G, hpd («Соната, соль, клавесин»)
- 3 sonatas, F, G, G, hpd («Сонаты, фа, соль, соль, клавесин»)
- Sonata, hpd, D («Соната, клавесин, ре»)
- Conc., G, hpd, orch («Концерт, соль, клавесин, оркестр»)
- 3 concs., D («Три концерта, ре»)
- 3 concs. for vn, vc and va d'amore («Три концерта для скрипки, виолончели и альта д’амур»), утрачены
- Allegro, E , F, hpd («Аллегро, ми, фа, клавесин»)
- Toccata, D, org («Токката, ре, орган»)
- Sym., D («Симфония, ре»)
- Sym., G («Симфония, соль»)
- Fuga à 4, 1746 («Фуга на 4 голоса, 1746»)
- Capriccio, F, hpd («Каприччио, фа, клавесин»)
Ноты сочинений Антонио Гаэтано Пампани на сайте библиотеки IMSLP