Паллотта, Маттео
1688 - 1758

Назад

Palotta, Matteo

  • Дата рождения: около 1688
  • Место рождения: вероятно, Палермо, Италия
  • Дата смерти: 28 марта 1758
  • Место смерти: Вена, Австрия

Биография

Маттео Палотта, прозванный «Il Palermitano» или «Panormitano», был итальянским композитором первой половины XVIII века. Вероятно, он получил музыкальное образование в Неаполе, где в то время существовала одна из ведущих школ композиции. Уже к 1720 году Палотта приобрёл известность как автор церковной музыки.

К 1730 году он получил степень доктора богословия и стал каноником в Палермо. В 1733 году Палотта подал прошение о назначении придворным композитором в Вене при императорском дворе. Его приняли, и он работал там до 1741 года, после чего был уволен. Однако в 1749 году он снова был назначен на эту должность и занимал её до самой смерти.

Жизнь Палотты связана прежде всего с Веной, где он оказался в культурной среде, сформированной Иоганном Йозефом Фуксом и Антонио Кальдарой, чьё влияние заметно в его сочинениях.

Творчество

Основное наследие композитора приходится на венский период (1732–1750). Его произведения написаны в стиле stylus antiquus, что подчёркивает его стремление соединить строгие традиции полифонии с барочной экспрессией. В обработке текстов и выборе жанров он следовал образцам Фукса и Кальдары, но при этом вносил собственные черты в композицию.

Особое значение имеет его трактат Gregoriani cantus enucleata praxis et cognitio … cum notis autographis ipsius in margine adjectis («Разъяснённая практика и познание григорианского пения… с его собственными автографическими заметками на полях»). Этот труд сохранился только в рукописи. В нём Палотта рассматривал вопросы литургической композиции и сольмизации, что делает его важным источником для понимания музыкальной теории XVIII века.

Произведения

  • Мессы (рукописи)
  • Литании (рукописи)
  • Ave regina («Радуйся, Царица») (рукопись)
  • Комплины (рукописи)
  • Вечерни (рукописи)
  • Гимны (рукописи)
  • Последования (рукописи)
  • Miserere («Помилуй меня») для четырёх голосов, опубликованное в сборнике Sammlung ausgezeichneter Kompositionen für die Kirche, ii («Собрание выдающихся сочинений для церкви, т. II», Трир, 1859).

Маттео Палотта занимает особое место в истории итальянской церковной музыки XVIII века: его творчество соединяет строгую традицию полифонии с новыми веяниями эпохи барокко, а его трактат отражает глубокую теоретическую подготовку и внимание к музыкальной практике.

Ноты сочинений Маттео Паллотты на сайте библиотеки IMSLP