Паллотта, Маттео
1688 - 1758
Назад
Palotta, Matteo

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Маттео Палотта, прозванный «Il Palermitano» или «Panormitano», был итальянским композитором первой половины XVIII века. Вероятно, он получил музыкальное образование в Неаполе, где в то время существовала одна из ведущих школ композиции. Уже к 1720 году Палотта приобрёл известность как автор церковной музыки.
К 1730 году он получил степень доктора богословия и стал каноником в Палермо. В 1733 году Палотта подал прошение о назначении придворным композитором в Вене при императорском дворе. Его приняли, и он работал там до 1741 года, после чего был уволен. Однако в 1749 году он снова был назначен на эту должность и занимал её до самой смерти.
Жизнь Палотты связана прежде всего с Веной, где он оказался в культурной среде, сформированной Иоганном Йозефом Фуксом и Антонио Кальдарой, чьё влияние заметно в его сочинениях.
Основное наследие композитора приходится на венский период (1732–1750). Его произведения написаны в стиле stylus antiquus, что подчёркивает его стремление соединить строгие традиции полифонии с барочной экспрессией. В обработке текстов и выборе жанров он следовал образцам Фукса и Кальдары, но при этом вносил собственные черты в композицию.
Особое значение имеет его трактат Gregoriani cantus enucleata praxis et cognitio … cum notis autographis ipsius in margine adjectis («Разъяснённая практика и познание григорианского пения… с его собственными автографическими заметками на полях»). Этот труд сохранился только в рукописи. В нём Палотта рассматривал вопросы литургической композиции и сольмизации, что делает его важным источником для понимания музыкальной теории XVIII века.
Маттео Палотта занимает особое место в истории итальянской церковной музыки XVIII века: его творчество соединяет строгую традицию полифонии с новыми веяниями эпохи барокко, а его трактат отражает глубокую теоретическую подготовку и внимание к музыкальной практике.
Ноты сочинений Маттео Паллотты на сайте библиотеки IMSLP