Паломарес, Хуан де
1573 - 1609

Назад

Palomares, Juan de

  • Дата рождения: около 1573
  • Место рождения: Севилья, Испания
  • Дата смерти: до 1609
  • Место смерти: неизвестно

Биография

Хуан де Паломарес был испанским композитором и гитаристом эпохи позднего Возрождения и раннего барокко. Его деятельность приходится на конец XVI – начало XVII века. В XIX веке писатель Бальтасар Салдони ошибочно создал образ второго композитора с тем же именем и приписал ему имя Педро, однако это заблуждение.

Современники высоко ценили талант Паломареса. Лопе де Вега называл его вторым после Хуана Бласа де Кастро среди авторов придворных любовных песен-ламентов. В 1623 году писатель Уртадо де Мендоса восхвалял Кастро за «сладость», а Паломареса за «новизну».

К сожалению, биографических сведений сохранилось немного. Вероятно, он жил и работал преимущественно в Севилье, где традиции поэзии и музыки соединялись с андалузскими мелодическими особенностями. Его музыка отражает придворный вкус конца XVI века и демонстрирует связь с поэтическим кругом Лопе де Вега.

Творчество

Известно всего три сохранившихся песни Паломареса, которые дошли в четырёх рукописных источниках. Его сочинения отличаются богатой мелизматикой и выразительностью, особенно заметной в протяжённых вокальных линиях, напоминающих андалузское «ай».

Паломарес проявил себя как новатор: он смело экспериментировал с формами, сочетал поэзию и музыку, подчеркивая эмоциональные оттенки текста. Его вклад в жанр canción и romance стал значимым этапом развития испанской светской вокальной музыки.

Произведения

  • En el campo florido («На цветущем поле») — трёхголосная canción на текст автобиографического ламента Лопе де Вега, созданного в изгнании. Произведение известно в трёх источниках. В одной из версий оно существует как духовная пародия под названием Lo mejor de mi vida («Лучшее в моей жизни»).
  • Sobre moradas violetas («Среди фиолетовых жилищ») — трёхголосный романс, сохранившийся в кансьонеро Саблонары 1625 года. В туринском кансьонеро встречается в сокращённой версии для дуэта.
  • Hermosa Galatea («Прекрасная Галатея») — четырёхголосная обработка сонета.

Музыка Паломареса ценна как пример переходного стиля от ренессансной полифонии к более выразительным барочным приёмам. Его сочинения отражают как испанскую поэтическую традицию, так и характерную вокальную экспрессию начала XVII века.