Паллавичино, Карло
1640 - 1688
Назад
Pallavicino, Carlo

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
К 1665 году Паллавичино, итальянский композитор, занимал должность органиста в базилике Святого Антония в Падуе. В конце 1666 года он переехал в Дрезден, где служил при дворе курфюрста Саксонии Иоганна Георга II в качестве вице-капельмейстера, а после смерти Генриха Шютца в 1672 году стал капельмейстером.
С июня 1673 года он вновь работал органистом в базилике Святого Антония в Падуе, однако уже через год переехал в Венецию, где с 1674 по 1685 годы был maestro di coro в приюте Ospedale degli Incurabili. Во время карнавала 1685 года Иоганн Георг III, сын его прежнего покровителя, посетил Венецию и предложил Паллавичино должность camerae ac teatralis musicae praefectus. По свидетельствам, он не отправился в Дрезден до начала 1687 года. В августе и сентябре того же года Паллавичино вновь побывал в Венеции, после чего вернулся в Дрезден. Сообщается, что он собирался снова вернуться в Венецию для руководства Ospedale degli Incurabili, но вскоре умер.
Первые оперы Паллавичино, Demetrio (Деметрий) и Aureliano (Аврелиан), были поставлены в Венеции в 1666 году в небольшом театре Сан-Моизе. Его сотрудничество с театрами братьев Гримани началось с третьей оперы Il tiranno humiliato d’amore (Тиран, униженный любовью), которая была поставлена в 1667 году в его отсутствие. После возвращения в 1673 году он регулярно писал для театра Сан-Джованни-э-Паоло, а в 1678 году получил заказ на оперу Vespasiano (Веспасиан) для открытия нового театра Сан-Джованни-Гризостомо, самого роскошного в Венеции. Эта опера стала символическим выбором, поскольку император Веспасиан, основатель Колизея, олицетворял царственное величие театра.
В 1679 году его Le amazoni nell’isole fortunate (Амазонки на счастли́вых островах) открыла частный театр Марко Контарини в Пьаццоле. В 1680 году Паллавичино написал оперу Messalina (Мессалина) для театра Сан-Сальвадор.
Как главный композитор театра Сан-Джованни-Гризостомо, он доминировал на протяжении семи сезонов и создал десять опер за первые десять лет. Его произведения отличались динамичными сценическими действиями, насыщенными короткими ариозными номерами и минимальным количеством речитативов. Ариозные формы чаще всего имели строфическую или da capo-структуру, с повторяющимися ритмическими и мотивными фигурами, подчеркивающими детали текста при помощи мелизм или звукописи.
Инструментальная партия обычно ограничивалась генерал-басом, хотя Паллавичино часто использовал пятиголосные струнные ансамбли (две скрипки, две виолеты и виолончель) с чембало, лютнями и теорбами, а иногда вводил трубы. Верхние мелодические инструменты применялись главным образом в ритурнелях после арии, чтобы продлить настроение сцены и подчеркнуть уход певца. Только в особых ситуациях (сон, предчувствие, ночь, колдовство) он сопровождал голос инструментами одновременно, создавая «тёмную атмосферу».
Вместе с Джованни Леґренци и Антонио Сарторио Паллавичино способствовал формированию стиля венецианской оперы конца XVII века, отвечавшего запросам публики на лёгкие и напевные арии.
Опера (drammi per musica, в трёх актах, премьеры в Венеции, если не указано иное):
Оратории:
Другое вокальное наследие:
Ноты сочинений Карло Паллавичино на сайте библиотеки IMSLP