Паллавичино, Карло
1640 - 1688

Назад

Pallavicino, Carlo

  • Дата рождения: около 1640
  • Место рождения: Сало
  • Дата смерти: 29 января 1688
  • Место смерти: Дрезден

Биография

К 1665 году Паллавичино, итальянский композитор, занимал должность органиста в базилике Святого Антония в Падуе. В конце 1666 года он переехал в Дрезден, где служил при дворе курфюрста Саксонии Иоганна Георга II в качестве вице-капельмейстера, а после смерти Генриха Шютца в 1672 году стал капельмейстером.

С июня 1673 года он вновь работал органистом в базилике Святого Антония в Падуе, однако уже через год переехал в Венецию, где с 1674 по 1685 годы был maestro di coro в приюте Ospedale degli Incurabili. Во время карнавала 1685 года Иоганн Георг III, сын его прежнего покровителя, посетил Венецию и предложил Паллавичино должность camerae ac teatralis musicae praefectus. По свидетельствам, он не отправился в Дрезден до начала 1687 года. В августе и сентябре того же года Паллавичино вновь побывал в Венеции, после чего вернулся в Дрезден. Сообщается, что он собирался снова вернуться в Венецию для руководства Ospedale degli Incurabili, но вскоре умер.

Творчество

Первые оперы Паллавичино, Demetrio (Деметрий) и Aureliano (Аврелиан), были поставлены в Венеции в 1666 году в небольшом театре Сан-Моизе. Его сотрудничество с театрами братьев Гримани началось с третьей оперы Il tiranno humiliato d’amore (Тиран, униженный любовью), которая была поставлена в 1667 году в его отсутствие. После возвращения в 1673 году он регулярно писал для театра Сан-Джованни-э-Паоло, а в 1678 году получил заказ на оперу Vespasiano (Веспасиан) для открытия нового театра Сан-Джованни-Гризостомо, самого роскошного в Венеции. Эта опера стала символическим выбором, поскольку император Веспасиан, основатель Колизея, олицетворял царственное величие театра.

В 1679 году его Le amazoni nell’isole fortunate (Амазонки на счастли́вых островах) открыла частный театр Марко Контарини в Пьаццоле. В 1680 году Паллавичино написал оперу Messalina (Мессалина) для театра Сан-Сальвадор.

Как главный композитор театра Сан-Джованни-Гризостомо, он доминировал на протяжении семи сезонов и создал десять опер за первые десять лет. Его произведения отличались динамичными сценическими действиями, насыщенными короткими ариозными номерами и минимальным количеством речитативов. Ариозные формы чаще всего имели строфическую или da capo-структуру, с повторяющимися ритмическими и мотивными фигурами, подчеркивающими детали текста при помощи мелизм или звукописи.

Инструментальная партия обычно ограничивалась генерал-басом, хотя Паллавичино часто использовал пятиголосные струнные ансамбли (две скрипки, две виолеты и виолончель) с чембало, лютнями и теорбами, а иногда вводил трубы. Верхние мелодические инструменты применялись главным образом в ритурнелях после арии, чтобы продлить настроение сцены и подчеркнуть уход певца. Только в особых ситуациях (сон, предчувствие, ночь, колдовство) он сопровождал голос инструментами одновременно, создавая «тёмную атмосферу».

Вместе с Джованни Леґренци и Антонио Сарторио Паллавичино способствовал формированию стиля венецианской оперы конца XVII века, отвечавшего запросам публики на лёгкие и напевные арии.

Произведения

Опера (drammi per musica, в трёх актах, премьеры в Венеции, если не указано иное):

  • Demetrio (Деметрий), театр Сан-Моизе, 1666
  • Aureliano (Аврелиан), театр Сан-Моизе, 1666
  • Il tiranno humiliato d’amore, ovvero Il Meraspe (Тиран, униженный любовью, или Мерапс), театр Сан-Джованни-э-Паоло, 1667
  • Diocleziano (Диоклетиан), театр Сан-Джованни-э-Паоло, 1674
  • Enea in Italia (Эней в Италии), театр Сан-Джованни-э-Паоло, 1675
  • Galieno (Галиен), театр Сан-Джованни-э-Паоло, 1675
  • Vespasiano (Веспасиан), театр Сан-Джованни-Гризостомо, 1678
  • Nerone (Нерон), театр Сан-Джованни-Гризостомо, 1679
  • Le amazoni nell’isole fortunate (Амазонки на счастливых островах), театр Контарини, Пьаццола, 1679
  • Messalina (Мессалина), театр Сан-Сальвадор, 1679
  • Bassiano, ovvero Il maggior impossibile (Бассиан, или Наибольшая невозможность), театр Сан-Джованни-э-Паоло, 1682
  • Carlo re d’Italia (Карл, король Италии), театр Сан-Джованни-Гризостомо, 1682
  • Il re infante (Король-отрок), театр Сан-Джованни-Гризостомо, 1683
  • Licinio imperatore (Император Лициний), театр Сан-Джованни-Гризостомо, 1683
  • Ricimero re de’ vandali (Рицимер, король вандалов), театр Сан-Джованни-Гризостомо, 1684
  • Massimo Puppieno (Максим Пупиен), театр Сан-Джованни-э-Паоло, 1685
  • Penelope la casta (Пенелопа целомудренная), театр Сан-Джованни-Гризостомо, 1685
  • Amore inamorato (Влюблённая любовь), театр Сан-Джованни-Гризостомо, 1686
  • Didone delirante (Безумная Дидона), театр Сан-Джованни-э-Паоло, 1686
  • L’amazone corsara, ovvero L’Avilda regina de’ Goti (Амазонка-корсар, или Авильда, царица готов), театр Сан-Джованни-э-Паоло, 1686; повторена в 1688
  • Elmiro re di Corinto (Эльмир, король Коринфа), театр Сан-Джованни-Гризостомо, 1686
  • La Gierusalemme liberata (Освобождённый Иерусалим), театр Сан-Джованни-э-Паоло, 1687

Оратории:

  • S Francesco Xaverio (Святой Франциск Ксаверий), Венеция, Ospedale degli Incurabili, 1677 (утрачено)
  • Il trionfo dell’innocenza (Триумф невинности), Венеция, Ospedale degli Incurabili, 1686 (утрачено)
  • Il trionfo della castità (Триумф целомудрия), Модена, 1688

Другое вокальное наследие:

  • Арии, кантореты, кантаты, духовные произведения (две мессы, псалмы, духовные арии)

Ноты сочинений Карло Паллавичино на сайте библиотеки IMSLP