Палелла, Антонио
1692 - 1761
Назад

Антонио Палелла (Antonio Palella) - итальянский композитор
- Родился 8 октября 1692 г. - Сан Джованни а Тедуччо, Неаполь.
- Умер 7 марта 1761 года.
О нем известно только по его произведениям; ранние биографы о нем не упоминали. Он учился в консерватории Онофрио в Капуане, где летом 1721 года была исполнена его оратория "Скерцианы Грацие". В либретто его называют “маэстро неаполитанской капеллы”. С момента открытия нового театра Сан-Карло 11 октября 1737 года он занимал должность второго клавесиниста в оркестре с дополнительными обязанностями по адаптации иностранных опер для постановки там; среди них - возрождение осенью 1745 года "Тиграна" Хассе, для которого Палелла переписал около половины музыки, и опера Хассе "Иперместра", поставленная 20 января 1746 года, для которой он изменил текст и добавил три арии. Возможно, что он также адаптировал "Тито Веспасиано" Хассе ("Милосердие Тито") в 1738 году. Несмотря на свою личную безвестность, Палелла занимает заметное место в истории оперы-буффа: в то время, когда он писал свои три комедии для театра Нуово, жанр развивался в нескольких новых направлениях, и его музыка, возможно, способствовала его популяризации. Наиболее заметным из этих нововведений является исключение неаполитанского диалекта: во всех трех работах все персонажи говорят по-тоскански. Это позволило экспортировать работы в северную Италию. Кроме того, во всех трех либретто сюжет еще больше, чем раньше, опирается на литературный роман (сюжет "Ориджилла", по собственному признанию, перефразирует эпизод из "Орландо фуриозо" Ариосто), что приводит к усилению акцента на эпизодах из опера-сериа и полусериа, и, следовательно, меньше времени уделяется выходкам слуг на нижних этажах. Музыкальным результатом этого шага стало расширение диапазона эмоционального выражения в комической опере. Кроме того, из-за особенностей сюжета все три произведения требуют более сложного монтажа, со спецэффектами, такими как сцена рыцарского поединка. Эти особенности в совокупности повышают литературную и социальную респектабельность оперы-буффа; с экономической точки зрения они предполагают увеличение производственных бюджетов. Постановка Палеллы на либретто П. Тринкеры "Любовь для любви" (1741) отражает основные морфологические изменения нового десятилетия: меньше музыкальных "номеров" за счет ансамблей и коротких ариетт.; здесь Тринчера сохранил только вступительный дуэт первого акта и финалы, оставив в общей сложности 25 номеров по сравнению со средним показателем за предыдущее десятилетие в 30-37. В результате усиливается акцент на сольных ариях, увеличивается доля "разговора" (речитатива) по сравнению с "пением" (ариями), а в лучших произведениях больше внимания уделяется четкому, прямолинейному построению сюжета. ("Л'Инканти" также является примером особого подвида оперы-буффа, "волшебной" оперы, периодически пользующейся популярностью, кульминацией которой стала "Волшебная флейта"; здесь главная героиня - волшебница.) "Ориджиль" заслуживает особого упоминания, потому что это было одно из южных произведений, которое вскоре было представлено в северной Италии (Равенна, 16 ноября 1742 года в версии пастиччо, Мантуя и Венеция, Театр Моисея, лето и осень 1744 года) и положило начало моде на оперу-буффа, даже если экспортируемая версия была значительно дешевле. скроенный в соответствии с местными вкусами, он сохранил лишь несколько оригинальных номеров. Арии Палеллы по стилю относятся к ранней классике, демонстрируя симметричную периодизацию построения фраз и четкое понимание структуры, основанное на соотношении тонической доминанты. Во второй половине первой части арии, где текст повторяется, мелодический материал во многом заимствован из первой половины, но варьируется за счет расширения фраз и усиления гармонических деталей (например, в первой половине каденционная прогрессия доминанты V–V–I может стать дополненной 6-й). Вторые части остаются тонально близкими к тонической тональности и обычно содержат мотивирующие отсылки к началу арии. Палелла обладал приятным, хотя и не особенно ярким лирическим талантом и особенно любил ритмический прием “Scotch snap” в мелодических пассажах.
Ноты сочинений Антонио Палеллы на сайте библиотеки IMSLP