Палелла, Антонио
1692 - 1761

Назад

Palella, Antonio

  • Дата рождения: 8 октября 1692
  • Место рождения: С. Джованни а Тедуччо, Неаполь
  • Дата смерти: 7 марта 1761
  • Место смерти: Неаполь

Биография

Итальянский композитор.

Антонио Палелла известен только по своим произведениям; ранние биографы о нём не упоминали. Он обучался в Консерватории Сан Онофрио а Капуана, где летом 1721 года был поставлен его ораторий Li scherzi delle Grazie («Шутки Благодати»). В своих либретто его называли «маэстро ди капелла неаполитано».

С открытия нового театра Сан-Карло 11 октября 1737 года он занимал пост второго клавесиниста оркестра, одновременно занимаясь адаптацией иностранных опер для постановки на сцене театра. Среди этих постановок были возобновление осенью 1745 года Tigrane (Тигран) Хассе, для которого Палелла переписал около половины музыки, и опера-серия Ipermestra (Иперместра) Хассе, поставленная 20 января 1746 года, для которой он изменил текст и добавил три арии. Возможно, он также адаптировал Tito Vespasiano (Тито Веспасиано) Хассе в 1738 году.

Несмотря на личную неизвестность, Палелла занимает важное место в истории оперы-буффа. Когда он писал свои три комедии для Teatro Nuovo, жанр двигался в нескольких новых направлениях, и его музыка могла способствовать их популяризации. Одной из главных новшеств стало устранение неаполитанского диалекта: во всех трёх произведениях все персонажи говорят на тосканском языке, что позволило экспортировать эти оперы в Северную Италию. Кроме того, сюжеты всех трёх произведений стали более литературными и романтическими, с усилением элементов «parti serie» и «semiserie», а значит, меньше внимания уделялось слугам и бытовым сценам.

Музыкально это привело к расширению диапазона эмоционального выражения в комических операх. Также из-за сюжетов постановка требовала более сложного сценического оформления, включая специальные эффекты, например, сцены турниров. Эти особенности повышали литературный и социальный престиж оперы-буффа и подразумевали более высокие производственные бюджеты.

В постановке либретто П. Тринкеры L'incanti per amore (1741) отражено основное морфологическое развитие новой декады: меньше музыкальных «номеров» в ущерб ансамблям и коротким арьеттам; Тринкера сохранил только дуетино первого акта и финалы, всего 25 номеров вместо среднего показателя 30–37. Это привело к усилению роли сольных арий, увеличению доли речитатива относительно арий и более строгому построению сюжета. L'incanti per amore является примером «волшебной» оперы-буффа, где главная героиня — волшебница.

Особое внимание заслуживает Origille («Ориджиль»), одно из южных произведений, вскоре представленное на севере Италии (Равенна, 16 ноября 1742 года в пастиччо-версии; Мантуя и Венеция, Teatro S Moisè, лето и осень 1744), которое начало популяризировать оперу-буффа в Северной Италии, хотя экспортированная версия была значительно сокращена.

Стиль арий Палеллы соответствует раннему классицизму: симметричная периодизация фраз и чёткая структура на основе тоническо-доминантных отношений. Во второй половине первой части арии, где повторяется текст, мелодический материал тесно связан с первой половиной, но варьируется с расширением фраз и усилением гармонических деталей (например, каденция первой половины с последовательностью доминанты V–V–I могла стать увеличенной шестой–V–I). Вторая часть обычно остаётся близкой к тонической тональности и содержит мотивические отсылки к началу арии. Палелла обладал приятным, если не особенно выразительным, лирическим талантом и особенно любил ритмическое средство «шотландский акцент» в мелодических проходах.

Творчество

Палелла занимался композицией опер, ораторий, арий и кантат. Он активно участвовал в адаптации иностранных произведений для неаполитанской сцены, улучшал музыкальную драматургию и вносил элементы раннего классицизма в арии и ансамбли. Его работы отличались ясной структурой, гармоническим разнообразием и эмоциональной выразительностью.

Произведения

  • Li scherzi delle Grazie (orat, T. Stasi), Capuana, Conservatorio di S Onofrio, лето 1721 — «Шутки Благодати»
  • L'Origille (ob, A. Palomba), Nuovo, 8 декабря 1740 — «Ориджиль»
  • L'incanti per amore (ob, P. Trinchera), Nuovo, 2 октября 1741 — «Заклинания ради любви»
  • Il trionfo del valore (commedia per musica, Palomba), Nuovo, зима 1741, совместно с Г. Синьорилле, Порпора и Г. Паоло — «Триумф мужества»
  • Il chimico (ob, Palomba), Nuovo, зима 1742 — «Химик»
  • Tigrane (os, F. Silvani), S Carlo, 4 ноября 1745 — «Тигран»
  • Il geloso (ob, D. Macchia), Fiorentini, лето 1751 — «Ревнивец»
  • Другие арии и кантаты, Симфония, Концерт для флейты, 2 скрипок и баса — «Другие произведения»

Ноты сочинений Антонио Палеллы на сайте библиотеки IMSLP