Палаццотто и Тальявия, Джузеппе
1587 - 1653

Назад

Palazzotto e Tagliavia, Giuseppe

  • Дата рождения: около 1587
  • Место рождения: Кастельветрано, Сицилия
  • Дата смерти: до 1 декабря 1653
  • Место смерти: неизвестно

Биография

Джузеппе Палаццотто, итальянский композитор, происходил из знатного рода графов Кастельветрано. К 1603 году он стал учеником Антонио Иль Версо, который включил один из его мадригалов в свой восьмой сборник пятиголосых мадригалов. К 24 июля 1606 года он стал клириком и был принят в Конгрегацию Орaториум Филиппини в Палермо, а 31 мая 1608 года был рукоположен в священники епископом Чефалу. Полноправным членом ордена Палаццотто стал 17 сентября 1609 года, но покинул его 31 мая 1613 года. В 1617 году он находился в Неаполе вместе с придворной свитой вице-короля, герцога Осуна. После падения герцога в 1620 году вернулся в Палермо. В конце 1631 года находился в Мессине, к этому времени получил степень в области теологии. Свою работу op.10 (1632) он посвятил Оттавио Бранчифорте, который только что был назначен епископом Чефалу; во время епископства Бранчифорте (1633–1638) Палаццотто был архидиаконом и синодальным инквизитором кафедрального собора Чефалу. Среди его учеников был Ди Маджио, также родом из Кастельветрано.

Творчество

Палаццотто вместе с Сигизмондо д’Индия считается одним из двух важнейших сицилийских музыкантов своего поколения и ведущим композитором, активным на Сицилии в свое время. Его мадригалы относятся к числу лучших произведений периода. Помимо контрапунктовых навыков, полученных у Иль Версо, он активно использовал знания о хроматизме Джезуальдо и «второй практике» Монтеверди; интенсивное и выразительное использование диссонансов могло быть заимствовано у Пари. Каждое произведение Палаццотто задумано как органическое целое с точки зрения тонального плана, ритмических и гармонических контрастов между утонченно и ярко выраженными секциями.

Совмещая традицию мадригала как камерной домашней музыки с идеалом барочного концерта, Палаццотто в предисловии к своей первой книге (1617) писал, что стремился не только «сделать так, чтобы каждая партия хорошо звучала и каждый исполнитель получал удовольствие от своего пения», но и включить «многие вещи … которые хороший певец сделал бы самостоятельно и таким образом … более эффективно воздействовать на чувства, что является истинной целью музыканта».

В духовной музыке, следуя Монтеверди, он развивал через подлинно барочные звучания и контрасты тип сакрального концерта по образцу Габриели, которому, по всей вероятности, он научился у Иль Версо. Музыка Палаццотто, богатая гибкой, цветистой мелодией, безупречная в контрапункте, разнообразная в гармонии и смелая в модуляциях и эффектном использовании хроматизма, действительно мощно «воздействует на чувства» и относится к числу лучших произведений Италии первой половины XVII века.

Произведения

  • Il primo libro de’ mottetti, 1–4vv, bc (org) (Палермо, 1616) — «Первая книга мотетов»
  • Madrigali … libro primo, 5vv (Неаполь, 1617) — «Мадригалы … первая книга»
  • Madrigali … libro secondo, 5vv (Палермо, 1620) — «Мадригалы … вторая книга»
  • Sacre canzoni musicali … libro terzo, 2–5vv, bc (org), op.8 (Мессина, 1631) — «Священные музыкальные песни … третья книга»
  • Madrigali concertati libro terzo, 3vv, op.9 (Неаполь, 1632) — «Концертные мадригалы … третья книга»
  • Messe brevi concertate e 2 mottetti variati nel fine … libro primo, 8vv, bc (org), op.10 (Неаполь, 1632) — «Короткие концертные мессы и 2 вариации мотетов в конце … первая книга»
  • Мадригалы в Antonio Il Verso: L’ottavo libro de’ madrigali, 5vv (Венеция, 1603) — «Мадригалы в Антонио Иль Версо: Восьмая книга мадригалов»
  • Ricercare, 2vv, 1605–17 — «Ричеркаре»

Ноты сочинений Джузеппе Палаццотто и Тальявия на сайте библиотеки IMSLP