Пэйкс, Якоб
1556 - 1623
Назад

Якоб Пэйкс (Jakob Paix) - немецкий органист, композитор, редактор и писатель
- Родился в 1556 году - Аугсбург.
- Умер после 1623 года - Хилтпольтштейн (?).
Его отец, Питер, был голландцем по происхождению и служил органистом в церкви Святой Анны в Аугсбурге примерно с 1548 года до своей смерти в 1567 году. Пайкс учился у своего отца и в 1576 году стал органистом в церкви Святого Мартина в Лауингене-на-Донау в Швабии; в том же году он женился на Анне Нойнхофер. В Лауингене Пайкс также преподавал в средней школе и королевской гимназии. Поскольку его зарплата не позволяла содержать семью из десяти детей, в 1595 году он безуспешно пытался устроиться органистом в Ульмский кафедральный собор. В 1609 году он стал органистом при герцогском дворе в Нойбурге-на-Донау, где организовал группу музыкантов-инструменталистов и служил в церковной канцелярии. Пэйкс, по-видимому, покинул Нойбург в июне 1617 года, когда был восстановлен римский католицизм, чтобы жить в протестантском районе. Пэйш известен не своими вокальными произведениями, которые соответствуют традиционным традициям, а своими клавишными, особенно органной табулатурой (в новой немецкой табулатуре) 1583 года, важным источником немецкой клавишной музыки второй половины XVI века. В предисловии Пэ выступил за широкое использование большого пальца для удержания гармонической ноты и, таким образом, освобождения других пальцев для создания орнамента. Он оправдывал параллельные идеальные интервалы в инструментальном письме, говоря, что человек не обязан следовать обычным правилам вокального сочинения. Он призвал исполнителя украшать имитационные строки аналогичным образом, чтобы сохранить имитацию, но выразил сожаление по поводу неуместного или чрезмерного оформления. Книга начинается с 26 мотетов, в том числе 13 - Палестрины и 7 - Лассуса. Далее следуют две фантазии, напоминающие "ричеркары", и еще один мотет Лассуса, затем 27 популярных французских, немецких и итальянских песен, в основном светских, его самого и других авторов. Колорит изобилует. Завершают работу 30 танцев и две канцоны по-французски (автор Ингегнери); в программу вошли пассамеццо, сальтарелло, паван, гальярды, бранле и немецкие танцы. Эти немецкие танцы, как правило, менее сложны в музыкальном плане и менее украшены, чем другие. Пэйкс, по-видимому, позаимствовал танцы из "Chorearum molliorum collectanea" Фалеса (1583) и "Primo libro de balli" Майнерио (Венеция, 1578). Табулатура 1589 года содержит 24 мотета в новой немецкой табулатуре, расположенных в соответствии с модусами. Цветовая гамма отсутствует. В качестве дидактических моделей использовались "Liber fugarum" и "Selectae ... fugae" с примерами из "Додекахордона" Глареана (1547). Они представлены в обычном числовом обозначении.
Ноты сочинений Якоба Пэйкса на сайте библиотеки IMSLP