Паикс, Якоб
1556 - 1623

Назад

Paix, Jakob

  • Дата рождения: 1556
  • Место рождения: Аугсбург, Германия
  • Дата смерти: после 1623 года
  • Место смерти: предположительно в Хильтпольтштейне

Биография

Якоб Паикс был немецким органистом, композитором, редактором и музыкальным писателем. Его отец, Петер, происходил из Голландии и с около 1548 года служил органистом в церкви Святой Анны в Аугсбурге до своей смерти в 1567 году. Паикс учился у отца и в 1576 году стал органистом церкви Святого Мартина в Лауингене на Дунае, в Швабии; в том же году он женился на Анне Нойнхофер. В Лауингене Паикс также преподавал в латинской школе и королевском гимназии.

Поскольку его зарплаты было недостаточно для содержания семьи из десяти детей, в 1595 году он безуспешно пытался получить должность органиста в Ульмском соборе. В 1609 году он стал органистом при герцогском дворе в Нойбурге на Дунае, где организовывал инструментальный ансамбль и работал в церковной канцелярии. В 1617 году, после восстановления католицизма, Паикс, по-видимому, покинул Нойбург и переехал в протестантский район.

Паикс ценен не столько своими вокальными произведениями, сколько обработками для клавишных, особенно органной табулатурой 1583 года (в новой немецкой табулатуре), важным источником немецкой клавирной музыки второй половины XVI века. В предисловии он рекомендовал активно использовать большой палец для удержания гармонической ноты, освобождая остальные пальцы для украшений. Он оправдывал параллельные совершенные интервалы в инструментальной музыке, утверждая, что не обязательно строго следовать правилам вокальной композиции, и предостерегал от чрезмерных украшений.

Творчество

Музыкальная деятельность Паикса охватывала как духовные, так и светские жанры. Его клавирные сборники включали:

  • 26 мотетов (13 Палинстрена, 7 Ласса),
  • 2 фантазии, напоминающие ричеркаро, и ещё один мотет Ласса,
  • 27 популярных французских, немецких и итальянских песен, в основном светских,
  • 30 танцев и две canzoni alla francese (Индженери), включая пассамеццо, сальтарелло, паваны, гальярды, бранли и немецкие танцы.

В немецких танцах чаще использовались более простые мелодии и меньше украшений. Паикс заимствовал танцы из Chorearum molliorum collectanea Фалезе и Primo libro de balli Майнерио.

В 1589 году он издал табулатуру с 24 мотетами в новой немецкой табулатуре, расположенными по модусу, без окрашивания. Его Liber fugarum и Selectae … fugae, с примерами из Dodecachordon Глареана (1547), использовались как дидактические модели и были записаны в обычной мензуральной нотации.

Произведения

  • Zway newe teutsche Liedlen (?Лауинген, 1581) (Две новые немецкие песенки)
  • Ein schön nutz unnd gebreüchlich Orgel Tabulaturbuch (Лауинген, 1583–1584) (Красивый и полезный органный сборник в табулатуре)
  • Missa ad imitationem mottetae In illo tempore J. Moutonis (Лауинген, 1584) (Месса по образцу мотета «В то время» Дж. Мутонеса)
  • Parodia mottetae Domine da nobis auxilium Th. Crequilonis (Лауинген, 1587) (Пародия на мотет «Господи, даруй нам помощь» Т. Крекюлона)
  • Selectae, artificiosae et elegantes fugae (Лауинген, 1587, утрачено) (Избранные искусные и изящные фуги)
  • Missa helveta (1587 или 1590, утрачено) (Швейцарская месса)
  • Liber fugarum (Лауинген, 1588, утрачено) (Книга фуг)
  • Thesaurus motettarum (Страсбург, 1589–1591) (Сокровищница мотетов)
  • Kurtzer Bericht auss Gottes Wort und bewehrten Kirchen-Historien von der Music (Лауинген, 1589) (Краткий отчёт о Божьем Слове и проверенной церковной истории музыки)
  • Ein christliche Gesang (Лауинген, 1593, утрачено) (Христианская песнь)

Ноты сочинений Якоба Паикса на сайте библиотеки IMSLP