Паизиелло, Джованни
1740 - 1816
Назад

Джованни Паизиелло (Giovanni Paisiello) - итальянский композитор
- Родился 9 мая 1740 г. - Роккафорцата.
- Умер 5 июня 1816 г. - Неаполь.
Он был одним из самых успешных и влиятельных оперных композиторов конца XVIII века. Паизиелло получил свое образование сначала в иезуитской школе в Таранто, а затем, между 1754 и 1763 годами, в консерватории Святого Онофрио в Неаполе. Примерно в то же время, когда он покинул Онофрио, он привлек внимание молодого дворянина Джузеппе Карафы, который назначил его музыкальным руководителем небольшой оперной труппы, которую он тогда формировал. Именно благодаря Карафе Паизиелло получил свои первые заказы на написание произведений для театра Марсильи-Рози в Болонье в 1764 году. Второй из них, "I francesi brillanti", провалился на первом представлении, но был более успешным, когда две недели спустя его перевели в Модену. Это привело к заказу из Модены новой музыки для оперы "Донна из тутти и караттери", первоначально написанной Гульельми. В постановке Паизиелло "Мадам юмористка" было много новой музыки; ее успех, в свою очередь, привел к появлению заказов на новые оперы для других театров северной Италии. Паизиелло считал себя неаполитанцем и предпочитал жить и работать в Неаполе, а не где-либо еще. В 1766 году он вернулся в Неаполь; в качестве свободного композитора его основной деятельностью были постановки комических опер для театров Нуово и Фиорентини, где его главным соперником был Пиччини. Но он также с радостью принимал заказы на героические оперы для театра Сан-Карло. Три оперы ("Лучио Папирио диттаторе", "Олимпия" и так называемый музыкальный фестиваль), поставленные в Сан-Карло в период с июня 1767 по май 1768 года, по-видимому, свидетельствуют о том, что двор и, в частности, король Неаполя Фердинандо IV одобрили его музыку. Однако королевское одобрение, по-видимому, было отозвано, возможно, из-за необычного поведения Паизиелло во время его женитьбы на вдове Чечилии Паллини. Летом 1768 года он подписал контракт о женитьбе на ней, но затем попытался расторгнуть его, используя различные предлоги. Паллини успешно подал апелляцию, и Паизиелло был заключен в тюрьму до тех пор, пока 15 сентября не состоялась церемония бракосочетания. Он не получал дальнейшего признания при дворе до 1774 года, когда в королевском дворце был поставлен его короткий дивертисмент "Нуми", и до середины 1776 года больше никаких заказов от Сан-Карло не поступало. Паизиелло не смог выполнить это поручение, потому что в 1776 году он получил и принял приглашение Екатерины II стать ее маэстро ди капелла в Санкт-Петербурге на три года с годовым окладом в 3000 рублей. 29 июля он отбыл из Неаполя в Россию. В его обязанности в Санкт-Петербурге входило сочинение всех театральных пьес, заказанных двором, и руководство придворным оркестром и оперной труппой. Его новая покровительница содержала свою небольшую итальянскую оперную труппу не столько из-за личной привязанности к опере, сколько из соображений ее политического престижа. Ее относительное безразличие к музыке, возможно, объясняет, почему Паизиелло написал в России меньше сценических произведений, чем за аналогичный период времени в Неаполе. В качестве компенсации он успел написать несколько фортепианных пьес для других придворных дам; большинство из них были написаны для его ученицы, великой княгини Марии Федоровны, невестки императрицы. Екатерине он понравился настолько, что в сентябре 1779 года она продлила с ним контракт еще на три года с повышенным окладом в 4000 рублей. А в 1781 году она предложила ему еще один четырехлетний контракт с сентября 1782 года, когда истекал срок его действующего контракта. Паизиелло принял это последнее предложение, хотя и начал сомневаться в том, стоит ли оставаться в России подольше. Его отношения с двором обострились в ноябре 1783 года после того, как он поссорился с недавно созданным комитетом придворных театров. Сославшись на плохое самочувствие жены, он попросил разрешения вернуться в Италию. Вместо того чтобы окончательно потерять своего маэстро, Кэтрин предоставила ему оплачиваемый отпуск сроком на год. Однако, покинув Россию, он не предпринял никаких попыток вернуться. Одной из причин, по которой Паизиелло не вернулся в Санкт-Петербург, было его назначение королем Неаполя Фердинандо 9 декабря 1783 года композитором музыки неаполитанского двора. Это стало результатом целенаправленной кампании Паизиелло, направленной на то, чтобы убедить короля, с помощью друзей и посредников, предоставить ему официальную должность при дворе. Во время своей кампании Паизиелло отправил свои последние партитуры Фердинандо дипломатической почтой. О его назначении было объявлено через 17 дней после того, как "Севильский цирюльник" (одна из опер, присланных им из России) была поставлена перед неаполитанским двором во дворце Казерта 22 ноября 1783 года. Как королевский композитор, Паизиелло не имел ни постоянных обязанностей при дворе, ни регулярного жалованья. Возможно, по этой причине он добрался до Неаполя только в октябре или ноябре 1784 года, проведя лето того же года в Вене, где сочинил "Il re Teodoro" в Венеции (исполнен в Бургтеатре 23 августа). Его первым подношением неаполитанскому двору после возвращения было "Антигоно", впервые преподнесенное в Сан-Карло 12 января 1785 года. Вскоре после этого, 7 марта, король назначил ему пенсию, условия которой были опубликованы в Gazzetta civica napoletana от 18 марта: в будущем Паизиелло был обязан ежегодно писать [героическую] оперу для Сан-Карло и другую музыку по мере необходимости; взамен он должен был получать 1200 фунтов стерлингов. дукатов в год, половина из казны, половина из фонда Сан-Карло (фактически это была плата за его ежегодную оперу); ему было запрещено покидать Неаполь без королевского разрешения; наконец, он должен был получать пенсию, "даже если он больше не сможет сочинять на службе его величества’. В течение следующих пяти лет Паизиелло неукоснительно соблюдал эти условия и за это время не написал ни одной оперы для театров за пределами Неаполя. 29 октября 1787 года король также назначил его маэстро делла настоящая камера с годовым окладом в 240 дукатов. Это назначение поставило Паизиелло во главе всей светской музыки при дворе. Его должности придворного композитора и маэстро делла настоящая камера, а также большая пенсия и жалованье сделали его самым популярным музыкантом в городе. В 1790 году Паизиелло, по-видимому, пережил какой-то физический или психический срыв. Он заключил контракт на написание трех опер для разных неаполитанских театров в течение осенне-зимнего сезона 1789/90 годов, когда Фердинандо дал ему дополнительное задание - написать "Нину", "О любви" (была поставлена 25 июня 1789 года недалеко от Казерты). Из-за этого он отстал от графика по другим работам. Он смог закончить первую, "Я зингари на фиере", в основном вовремя для постановки в театре Фондо осенью. Но два других спектакля для театров "Фиорентини" и "Сан-Карло", которые должны были быть поставлены на следующий карнавал, так и не появились. Позднее завершение постановки "Зенобии" в Пальмире привело к его конфликту с импресарио театра Сан-Карло, который утверждал, что он не выполнил свой годовой контракт. Паизиелло обратился к королю с просьбой освободить его от всех дальнейших обязанностей в театре и в очередной раз добился своего. 30 октября 1790 года Фердинандо распорядился, чтобы в будущем он получал полную пенсию, не будучи обязанным писать музыку для Сан-Карло. Это позволяло ему при желании писать оперы для театров за пределами Неаполя, и в 1791-1792 годах он написал три таких произведения для Падуи, Лондона и Венеции. После 1792 года его работа над новыми операми замедлилась; к 1800 году она практически прекратилась, и впоследствии он написал только два законченных сценических произведения. Примерно с 1787 года Паизиелло начал получать заказы от монастырей на написание месс и другой литургической музыки. Это ознаменовало собой изменение направления его творческой деятельности, которое подтвердилось в декабре 1796 года, когда он был назначен маэстро капеллы Неаполитанского собора. С этого момента Паизиелло, занимавшийся преимущественно церковной музыкой, в какой-то степени отвернулся от общественного признания. Его прежние успехи были почти исключительно в области оперы. Теперь он работал в музыкальных областях, которые привлекали меньше внимания публики. Большинство его поздних религиозных произведений исполнялись в нескольких местах Неаполя, а с 1802 года, после того как он стал личным метрдотелем Наполеона в Париже, - в Париже. После поездки Паизиелло в Париж произошел ряд событий, которые оказали глубокое влияние на его карьеру. В январе 1799 года республиканские войска при поддержке французских военных захватили Неаполь и основали там так называемую Партенопейскую республику. Король и его двор бежали на Сицилию, но Паизиелло, который должен был последовать за ними, остался. 4 мая он был назначен маэстро национальной капеллы республики (хотя впоследствии утверждал, что не хотел занимать этот пост), а 23 мая дирижировал музыкой на религиозной церемонии, на которой присутствовали члены нового правительства. После того как в конце июня 1799 года войска Фердинандо отбили Неаполь, участие Паизиелло в делах республики было официально расследовано, и он был отстранен от всех судебных обязанностей. Только 7 июля 1801 года он был помилован и восстановлен в своих прежних должностях. Это произошло после всеобщей амнистии для сторонников республиканцев, объявленной Фердинандо в июне 1801 года по просьбе французского правительства.
Ноты сочинений Джованни Паизиелло на сайте библиотеки IMSLP