Пейсибл, Джеймс
1656 - 1721

Назад

Джеймс Пейсибл (James Paisible) - английский композитор и инструменталист французского происхождения

  • Родился в 1656 году - Версаль.
  • Умер 17 августа 1721 г. - Лондон.

Активно работал в Англии. Он состоял в родстве с Гийомом Пайссиблем (ок.1659–1728) и другими музыкантами при французском дворе. Судя по всему, он приехал в Англию в сентябре 1673 года вместе с Робертом Камбером и фигурирует как гобоист и блокфлейтист в пьесе Джона Крауна "Маска Калисто", поставленной при дворе в феврале 1675 года. В 1677 году он написал музыку к комедии-балету мадам де ла Рош-Гильен "Rare en tout", который был поставлен в Уайтхолле в день рождения короля. В том же году на Михайлов день он был назначен ко двору Карла II вместе с тремя другими французскими блокфлейтистами; посол Франции Оноре Куртен писал, что они "превосходно" играли на этом инструменте. После восшествия на престол Якова II в 1685 году Пейсибл был назначен музыкантом-инструменталистом в Королевский музыкальный театр, а в 1686 году также в королевскую римско-католическую капеллу. Он женился на певице Мэри Дэвис, бывшей любовнице Карла II, примерно 4 декабря 1686 года; придворный остряк пошутил, что у Дэвиса был “старый француз... за спиной”. Он был связан с окружением герцогини Мазарини (племянницы кардинала), которая находилась в Англии с 1675 года и обеспечивала музыкальное сопровождение нескольких представлений, придуманных Сент-Эвремонд и поставленных в ее доме в Челси (в письме Сент-Эвремонд называет Пейсибла “этим великим и ленивым человеком”. музыкант... “с манерами хорошо воспитанного человека и выражениями, которые он, должно быть, выучил в своей маленькой библиотеке”). Как католик, он не был вновь назначен ко двору при Вильгельме и Марии в 1688 году, а вернулся во Францию и служил Якову II в изгнании в Сен-Жермен-ан-Ле. Он вернулся в Лондон примерно в феврале 1693 года и стал композитором для принцессы Анны и ее супруга принца Георга. Он продолжал работать для Анны после ее восшествия на престол в 1702 году, написав ежегодный танец ко дню ее рождения и другую государственную музыку. Он также, по-видимому, выступал на концертах, которые, возможно, были организованы Готфридом Фингером. Пейсибл активно сотрудничал с лондонскими театрами. В 1693 году он написал мелодии для "Юнайтед Компани" в Дорсет-Гарден, а затем в сезоне 1695/1696 годов стал одним из ведущих композиторов в труппе Кристофера Рича на Друри-Лейн. К сезону 1702/1703 он также был участником группы Drury Lane band, в основном в качестве бас-скрипача, но также играл на блокфлейте в многочисленных антрактных "развлечениях" с Джоном Банистером, Готфридом Келлером, Гаспаро Висконти и другими. В январе 1708 года он стал виолончелистом в новом королевском театре на Хеймаркет. Анонимный переводчик "Параллели итальянцев и французов" Рагенэ (Лондон, 1709), восхваляя оперный оркестр, засвидетельствовал, что "знаменитый мистер Пейсабль", блокфлейтист, "не должен уступать место никаким (мастерам) в Париже". В 1710 году немецкий путешественник Захариас Конрад фон Уффенбах услышал, как Пейсибл играет на флейте на концерте, и заявил, что "равного ему не найти". К 1715 году Пейсибл вернулся в "Друри-Лейн", получая "пять шиллингов суточных и одну гинею за каждое выступление на сцене"; он снова играл на блокфлейте в "антрактных развлечениях", теперь уже соревнуясь с Джоном Бастоном в "Линкольнс Инн Филдс". В течение этого периода он также играл на многочисленных концертах в Йорк-Билдингс, "Комнате Хикфорда", "Канцелярском зале" и других местах, как правило, на блокфлейте, но также и на "эхо-флейте" или “маленькой эхо-флейте”. В описи имущества Пейсибла после его смерти указано 13 музыкальных инструментов: "три бас-скрипки и одна басовая виола, гитара и два футляра", "спинет на каркасе" и "две флейты, одна консорт-флейта и две маленькие, старый гобой и старая тростниковая флейта" ("флейта" здесь всегда означает бдлкфлейту). Произведения Пейсибла ждут систематического изучения. Его привлекательная театральная музыка, в значительной степени основанная на танцах во французском стиле, была настолько хороша, что ее можно было принять за музыку Генри Перселла. В 1690-х годах, возможно, под влиянием Фингера, он начал смешивать элементы итальянского стиля в довольно донкихотской манере. Его 13 сонат для блокфлейты в смешанном стиле, которые никогда не публиковались, возможно, из-за их виртуозных требований, заслуживают более широкого признания. Его самая известная работа - "Прощание королевы", написанная к похоронам королевы Марии (1695).

Ноты сочинений Джеймса Пейсибла на сайте библиотеки IMSLP