Пэзибль (Пейсибл), Жак (Джеймс)
1656 - 1721
Назад
Paisible (Peasable), Jacques (James)

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Жак Пэзибль — французский композитор и инструменталист, активно работавший в Англии. Он был родственником Гийома Пэзибля (ок. 1659–1728) и других музыкантов французского двора. Предположительно, он прибыл в Англию в сентябре 1673 года вместе с Робертом Камбертом и упоминается как гобоист и блокфлейтист в маске Calisto Джона Крауна, показанной при дворе в феврале 1675 года.
В 1677 году Пэзибль подготовил и дирижировал музыку для комедийного балета Rare en tout (Редкое во всём) мадам де ла Рош-Гильен, исполненного в Уайтхолле в день рождения короля. В том же году он был назначен к двору Карла II вместе с тремя другими французскими исполнителями на блокфлейтах; французский посол Оноре Куртен отметил, что они играли на инструменте «совершенно».
После вступления на престол Якова II в 1685 году Пэзибль был принят в Королевскую музыку как инструменталист, а в 1686 году также стал инструменталистом в римско-католической королевской капелле. Около 4 декабря 1686 года он женился на певице Мэри Дэвис, бывшей возлюбленной Карла II. Пэзибль был связан с окружением герцогини де Мазарини, предоставляя музыку для различных развлечений, организованных Сент-Эвремоном в её доме в Челси.
После 1688 года, как римский католик, он не был повторно назначен при дворе Вильгельма и Марии, и вернулся во Францию, где служил Якову II в изгнании в Сен-Жермен-ан-Ле. В феврале 1693 года Пэзибль вернулся в Лондон и стал композитором принцессы Анны и её супруга принца Джорджа, продолжая работать с ней после её восшествия на престол в 1702 году, создавая ежегодные танцы для её дня рождения и другую придворную музыку. Он также выступал на концертах, которые, возможно, продвигал Готфрид Фингер.
Пэзибль активно сотрудничал с лондонскими театрами. В 1693 году он писал музыкальные номера для United Company в Дорсет-Гарден, а в сезоне 1695–1696 стал одним из домашних композиторов компании Кристофера Рича на Друри-Лейн. К сезону 1702–1703 он был членом оркестра Друри-Лейн, играя в основном на бас-вионе, а также на блокфлейте в многочисленных интермедиях вместе с Джоном Банистером, Готфридом Келлером, Гаспаро Висконти и другими. В январе 1708 года он стал виолончелистом в новом Королевском театре в Хэймаркет.
Пэзибль заслужил репутацию выдающегося исполнителя блокфлейты. В 1709 году анонимный переводчик книги Paralèle des italiens et des françois отметил, что «знаменитый мистер Пэзибль» не уступает мастерам Парижа. Немецкий путешественник Захария Конрад фон Уффенбах в 1710 году слышал его игру и заявил, что «ему нет равных». До 1715 года Пэзибль вновь играл на Друри-Лейн, получая оплату «пять шиллингов в день и одну гинее за каждое выступление на сцене», продолжая конкурировать с Джоном Бастоном на Lincoln's Inn Fields.
Пэзибль играл также на многочисленных концертах в York Buildings, Hickford's Room, Stationers' Hall и других местах, преимущественно на блокфлейте, а также на «эхо-флейте» или «малой эхо-флейте». По его инвентарю, на момент смерти у него было 13 музыкальных инструментов, включая бас-вион, виолы, гитару, спинет, блокфлейты и старый гобой.
Композиторы Пэзибля пока ждут систематического исследования. Его театральная музыка, основанная на французских танцах, была настолько привлекательной, что её иногда принимали за творчество Генри Пёрселла. В 1690-е годы он начал сочетать элементы итальянского стиля в эклектичной манере. Его 13 сонат для блокфлейты в смешанном стиле, никогда не опубликованных, вероятно из-за высокого уровня виртуозности, заслуживают широкого признания. Наиболее известное его произведение — The Queen's Farewell (Прощание королевы), написанное для похорон королевы Марии в 1695 году.
Ноты сочинений Жака (Джеймса) Пэзибля (Пейсибла) на сайте библиотеки IMSLP