Пэзибль (Пейсибл), Жак (Джеймс)
1656 - 1721

Назад

Paisible (Peasable), Jacques (James)

  • Дата рождения: ок. 1656
  • Место рождения: Франция
  • Дата смерти: 17 августа 1721
  • Место смерти: Лондон

Биография

Жак Пэзибль — французский композитор и инструменталист, активно работавший в Англии. Он был родственником Гийома Пэзибля (ок. 1659–1728) и других музыкантов французского двора. Предположительно, он прибыл в Англию в сентябре 1673 года вместе с Робертом Камбертом и упоминается как гобоист и блокфлейтист в маске Calisto Джона Крауна, показанной при дворе в феврале 1675 года.

В 1677 году Пэзибль подготовил и дирижировал музыку для комедийного балета Rare en tout (Редкое во всём) мадам де ла Рош-Гильен, исполненного в Уайтхолле в день рождения короля. В том же году он был назначен к двору Карла II вместе с тремя другими французскими исполнителями на блокфлейтах; французский посол Оноре Куртен отметил, что они играли на инструменте «совершенно».

После вступления на престол Якова II в 1685 году Пэзибль был принят в Королевскую музыку как инструменталист, а в 1686 году также стал инструменталистом в римско-католической королевской капелле. Около 4 декабря 1686 года он женился на певице Мэри Дэвис, бывшей возлюбленной Карла II. Пэзибль был связан с окружением герцогини де Мазарини, предоставляя музыку для различных развлечений, организованных Сент-Эвремоном в её доме в Челси.

После 1688 года, как римский католик, он не был повторно назначен при дворе Вильгельма и Марии, и вернулся во Францию, где служил Якову II в изгнании в Сен-Жермен-ан-Ле. В феврале 1693 года Пэзибль вернулся в Лондон и стал композитором принцессы Анны и её супруга принца Джорджа, продолжая работать с ней после её восшествия на престол в 1702 году, создавая ежегодные танцы для её дня рождения и другую придворную музыку. Он также выступал на концертах, которые, возможно, продвигал Готфрид Фингер.

Пэзибль активно сотрудничал с лондонскими театрами. В 1693 году он писал музыкальные номера для United Company в Дорсет-Гарден, а в сезоне 1695–1696 стал одним из домашних композиторов компании Кристофера Рича на Друри-Лейн. К сезону 1702–1703 он был членом оркестра Друри-Лейн, играя в основном на бас-вионе, а также на блокфлейте в многочисленных интермедиях вместе с Джоном Банистером, Готфридом Келлером, Гаспаро Висконти и другими. В январе 1708 года он стал виолончелистом в новом Королевском театре в Хэймаркет.

Пэзибль заслужил репутацию выдающегося исполнителя блокфлейты. В 1709 году анонимный переводчик книги Paralèle des italiens et des françois отметил, что «знаменитый мистер Пэзибль» не уступает мастерам Парижа. Немецкий путешественник Захария Конрад фон Уффенбах в 1710 году слышал его игру и заявил, что «ему нет равных». До 1715 года Пэзибль вновь играл на Друри-Лейн, получая оплату «пять шиллингов в день и одну гинее за каждое выступление на сцене», продолжая конкурировать с Джоном Бастоном на Lincoln's Inn Fields.

Пэзибль играл также на многочисленных концертах в York Buildings, Hickford's Room, Stationers' Hall и других местах, преимущественно на блокфлейте, а также на «эхо-флейте» или «малой эхо-флейте». По его инвентарю, на момент смерти у него было 13 музыкальных инструментов, включая бас-вион, виолы, гитару, спинет, блокфлейты и старый гобой.

Творчество

Композиторы Пэзибля пока ждут систематического исследования. Его театральная музыка, основанная на французских танцах, была настолько привлекательной, что её иногда принимали за творчество Генри Пёрселла. В 1690-е годы он начал сочетать элементы итальянского стиля в эклектичной манере. Его 13 сонат для блокфлейты в смешанном стиле, никогда не опубликованных, вероятно из-за высокого уровня виртуозности, заслуживают широкого признания. Наиболее известное его произведение — The Queen's Farewell (Прощание королевы), написанное для похорон королевы Марии в 1695 году.

Произведения

  • Rare en tout (Редкое во всём) — комедийный балет, 1677, утрачен
  • Овертюры и музыкальные номера для пьес: Pleasure (Удовольствие), ок. 1679; Epsom Wells (Эпсомские ванны), 1693; Timon of Athens (Тимон Афинский), ок. 1694; Oroonoko (Орунуко), 1695; Love's Last Shift (Последний шанс любви), 1696; Neglected Virtue (Пренебрегаемая добродетель), 1696; The Spanish Wives (Испанские жёны), 1696; The Humours of Sir John Falstaff (Юмор сэра Джона Фальстафа), 1700; King Edward III (Король Эдуард III), ок. 1700; Love's Stratagem (Стратегия любви), ок. 1701; She Wou'd & She Wou'd Not (Она хотела и не хотела), 1702
  • Различные мелодии: для скрипки, блокфлейты, флейты, гобоя и других инструментов (1687–1708)
  • The Queen's Farewell (Прощание королевы), 1695
  • Сонаты: 2 для 2 блокфлейт (1698), 8 сонат для 2 флейт без баса (ок. 1699–1700), утрачен
  • A Set of Ayres … being the 2nd Sett (Набор мелодий … второй комплект), 1700
  • Pièces à 3 & 4 parties (Произведения для 3 и 4 голосов), 1702, утрачен
  • 6 сонат, 2 блокфлейты, опус 1, 1702
  • 2 произведения для 2 блокфлейт, A Collection of Aires (Сборник мелодий), 1703
  • Musick Perform'd Before Her Majesty and the New King of Spain (Музыка, исполненная перед Её Величеством и новым королём Испании), оркестровая, 1704
  • Танцы, опубликованные отдельно (1705–1718): 19 для дня рождения королевы Анны; 1 для дня рождения принцессы Софии Доротеи; 1 для дня рождения Георга I; 1 разное
  • Соната для 2 скрипок или гобоя, basso continuo, Sonate da camera, ок. 1708, утрачен
  • A Collection of 6 Trumpet Airs (Сборник 6 мелодий для трубы), 1717, утрачен
  • 6 комплектов мелодий для 2 блокфлейт, basso continuo, опус 2, 1720
  • Сонаты для 2 блокфлейт, ок. 1722, утрачен
  • Соната для 2 труб/гобоя, 2 скрипок, basso continuo
  • 3 английские партиты для трубы, 2 скрипок, альта, basso continuo
  • 13 сонат, 4 сюиты для блокфлейты, basso continuo
  • 2 сонаты для 2 блокфлейт, клавесин
  • Набор танцев
  • 4 песни (1682–1684), Odes and Dialogues, часть 1, ок. 1699, 1 опубликована отдельно к 1701 году

Ноты сочинений Жака (Джеймса) Пэзибля (Пейсибла) на сайте библиотеки IMSLP