Пэзибль, Жак
1656 - 1721

Назад

Paisible, Jacques

  • Дата рождения: около 1656 года
  • Место рождения: Франция
  • Дата похорон: 17 августа 1721 года
  • Место похорон: Лондон, Англия

Биография

Жак Пэзибль был композитором и инструменталистом французского происхождения, активным в Англии. Он был родственником Гийома Пэзибля (ок. 1659–1728) и других музыкантов французского двора. По всей видимости, он прибыл в Англию в сентябре 1673 года с Робертом Камбертом и указан как гобоист и блокфлейтист в маске «Калисто» Джона Кроуна, поставленной при дворе в феврале 1675 года.

В 1677 году он обеспечивал и дирижировал музыкой для комедийного балета Мадам де ла Рош-Гильен Редкая во всём (Rare en tout), исполненного в Уайтхолле на день рождения короля. В том же году он был принят на службу к королю Карлу II вместе с тремя другими французскими блокфлейтистами; французский посол Оноре Куртан писал, что они «играют идеально». После восшествия на престол Якова II в 1685 году Пэзибль был назначен в королевскую капеллу как инструменталист, а в 1686 году — также в католическую капеллу короля.

Он женился на певице Мэри Дэвис, бывшей фаворитке Карла II, около 4 декабря 1686 года. Пэзибль был связан с окружением герцогини Мазарини, и поставлял музыку для нескольких развлечений, устроенных Сент-Эвремондом в её доме в Челси. Будучи католиком, при Вильгельме и Марии в 1688 году он не был вновь назначен при дворе, но уехал во Францию и служил Якову II в изгнании в Сен-Жермен-ан-Ле. Около февраля 1693 года он вернулся в Лондон и стал композитором для принцессы Анны и её супруга принца Георга. После восшествия Анны в 1702 году он продолжал сочинять для неё ежегодную праздничную музыку и другую государственную музыку.

Пэзибль активно работал в лондонских театрах. Он писал музыкальные номера для «Объединённой компании» в Dorset Garden (1693), затем стал одним из домовых композиторов компании Кристофера Рича в Drury Lane (1695–1696). В 1702–1703 годах он также играл в оркестре Drury Lane, главным образом на басовой скрипке, но также на блокфлейте. В январе 1708 года стал виолончелистом в новом Queen's Theatre в Хэймаркет. Немецкий путешественник Закария Конрад фон Уффенбах в 1710 году слышал, как Пэзибль играл на блокфлейте, и утверждал, что «ему нет равных».

Он владел большим количеством музыкальных инструментов: 13 предметов, включая три басовые скрипки, бас-виолу, гитару, спинет, два блокфлейты и «старый гобой» с «старой тростниковой флейтой».

Творчество

Музыка Пэзибля отличалась сочетанием французской изысканности и элементов итальянского стиля. В театральной музыке он использовал французские танцевальные формы, часто переплетая их с виртуозными элементами итальянской школы. Он написал множество сонат для блокфлейты, использовал сложные трели, педали, скачки в регистре и продвинутую артикуляцию. Наиболее известное его произведение — Прощание королевы (The Queen's Farewell), написанное для похорон королевы Марии (1695). Его 13 сонат для блокфлейты в смешанном стиле демонстрируют высокий уровень виртуозности и музыкальной фантазии.

Произведения

Театральные и сценические произведения

  • Rare en tout (Редкая во всём), комедийный балет (Mme de la Roche-Guilhen), Лондон, 29 мая 1677, утрачено
  • Увертюры и актовые темы для спектаклей:
  • Pleasure (Удовольствие), ок. 1679
  • Epsom Wells (Т. Шэдвелл), 1693
  • Timon of Athens (Тимон Афинский, Шэдвелл по У. Шекспиру), ок. 1694
  • Oroonoko (Т. Саутерн), 1695
  • Love's Last Shift (Последняя попытка любви, К. Сиббер), 1696
  • Neglected Virtue (Забытая добродетель), 1696
  • The Spanish Wives (Испанские жёны, М. Пикс), 1696
  • The Humours of Sir John Falstaff (Юмор сэра Джона Фальстафа, Т. Беттертон), 1700
  • King Edward III (Король Эдуард III, Дж. Бэнкрофт), ок. 1700
  • Love's Stratagem (Стратегия любви), ок. 1701
  • She Wou'd & She Wou'd Not (Она хотела и не хотела, Сиббер), 1702

Инструментальные произведения

  • Различные пьесы для скрипки, блокфлейты и других инструментов (1687–1717)
  • The Queen's Farewell (Прощание королевы), 2 трубы, тенор, бас, 1695
  • 2 сонаты, 2 блокфлейты, 1698
  • По крайней мере 1 соната, 2 блокфлейты; 8 сонат для 2 флейт без баса (Амстердам, 1699–1700), утрачено
  • Набор арий … второй комплект, 4 голоса (1700)
  • Пьесы в 3 и 4 частях, скрипки, флейты, гобои, блокфлейты, бас, Амстердам, 1702, утрачено
  • 6 сонат, 2 блокфлейты, оп.1, Амстердам, 1702 (Лондон, ок. 1703)
  • 2 пьесы, 2 блокфлейты, Сборник арий, 1703
  • Музыка, исполненная перед её величеством и новым королем Испании, оркестр, 1704
  • Танцы, опубликованные отдельно (1705–1718): 19 для дня рождения королевы Анны; 1 для дня рождения принцессы Софии Доротеи; 1 для дня рождения Георга I; 1 разный

Вокальные произведения

  • 4 песни (1682–1684), оды и диалоги, часть 1 (ок. 1699), 1 опубликована отдельно к 1701 году

Ноты сочинений Жака Пэзибля на сайте библиотеки IMSLP