Пажен, Андре-Ноэль
1719 - 1799

Назад

Андре-Ноэль Пажен (André-Noël Pagin) - французский скрипач и композитор

  • Родился в 1719 или 1720 г. - Париж.
  • Умер 12 ноября 1799 года.

После обучения игре на скрипке в своей стране, в возрасте 20 лет, он отправился учиться к Тартини в Падую. Тартини попросил Джироламо Амати изготовить скрипку для своего нового ученика-француза, и на этикетке этого инструмента Амати указал свой возраст в 90 лет: скрипка Пажена (1739-1740), ныне утраченная или перемаркированная, может считаться последней, изготовленной семьей Амати. Вернувшись в Париж, Пажен дебютировал на концерте "Спиритуал" 8 декабря 1747 года, исполнив сонату собственного сочинения. С этого времени и до 1750 года он часто выступал в качестве солиста на концерте "Спиричуэл", исполняя музыку Тартини и концерты Вивальди. Его успех на этих концертах и безупречная репутация подтверждены многими его современниками; в 1770 году Берни назвал его "лучшим учеником Тартини", а Тартини в старости, как сообщается (Ж.-А.-К. Шарль в "Акустике", Париж, 1787-1802), сказал: "Иди. и услышь Пажена, потому что ты все равно будешь слышать меня". В 1750 году имя Пажена исчезло из реестра концертов при довольно загадочных обстоятельствах. Позже Берни подытожил это событие следующим образом: “Он имел честь быть освистанным на концерте Spirituel за то, что осмелился играть в итальянском стиле, и это стало причиной его ухода из профессии”. Пажен отошел от публичной концертной деятельности в 1750 году, в конце концов став первой скрипкой в оркестре герцога Клермонского, и с тех пор его можно было услышать только в частных салонах. Именно в доме мадам Бриллон Берни услышал Пажена и благосклонно отозвался о его талантах, и в том же доме Бенджамин Франклин услышал Пажена и познакомился с ним. Самыми выдающимися учениками Пажена были Пьер Ла Уссе и Э.-Б.-Ж. Барьер. В 1748 году Пажен опубликовал в Париже сборник из шести сонат для скрипки и бассо континуо (вероятно, именно одну из них он исполнил во время своего дебюта в 1747 году). Они демонстрируют влияние его учителя: виртуозное использование трелей и владение смычком, экстремальные скачки, сложные аккордовые пассажи, изощренное и обширное использование артикуляционных знаков и диапазон, простирающийся до 7-й позиции.

Ноты сочинений Андре-Ноэля Пажена на сайте библиотеки IMSLP