Пажен, Андре-Ноэль
1719 - 1799
Назад
Pagin, André-Noël

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Андре-Ноэль Пажен был французским скрипачом и композитором. После изучения скрипки во Франции в возрасте около 20 лет он отправился в Падую для учёбы у Джузеппе Тартини. Тартини просил Джироламо Амати (II) изготовить скрипку для своего нового французского ученика; на ярлыке этого инструмента Амати указал свой возраст как 90 лет. Скрипка Пажена (1739–1740), ныне утраченная или перенадписанная, может считаться последней, созданной семьёй Амати.
Вернувшись в Париж, Пажен дебютировал на концерте Concert Spirituel 8 декабря 1747 года, исполнив свою собственную сонату. С этого времени до 1750 года он часто выступал солистом на Concert Spirituel, исполняя произведения Тартини и концерты Вивальди. Его успех на этих концертах и высокий авторитет подтверждаются многочисленными свидетельствами современников: в 1770 году Берни назвал его «лучшим учеником Тартини», а Тартини в старости, по словам Ж.-А.-К. Шарля, говорил: «Идите и слушайте Пажена, вы всё равно услышите меня».
В 1750 году имя Пажена таинственным образом исчезло из регистров концертов. Берни позже подытожил это событие следующим образом: «Он удостоился того, что его освистали на Concert Spirituel за дерзость играть в итальянском стиле, и это стало причиной его ухода из профессии». Пажен отошёл от публичной концертной деятельности, став первым скрипачом в оркестре герцога Клермона, и далее его слышали только в частных салонах. В доме мадам Бриллон Берни слышал Пажена и высоко оценил его талант; в этом же доме с ним познакомился Бенджамин Франклин. Среди учеников Пажена наиболее известны Пьер Ла Уссе и Э.-Б.-Ж. Баррьер.
В 1748 году Пажен опубликовал в Париже сборник из шести Sonates à violon seul et basse continue (Сонат для скрипки соло с басом). Вероятно, одну из этих сонат он исполнил на своём дебюте в 1747 году. Они отражают влияние его учителя: виртуозное использование трелей и педальных точек, экстремальные скачки в регистре, сложные аккордовые пассажи, изощрённое и обширное использование знаков артикуляции, а диапазон достигает седьмой позиции.
Ноты сочинений Андре-Ноэля Пажена на сайте библиотеки IMSLP