Паганелли, Джузеппе Антонио
1710 - 1763
Назад
Paganelli, Giuseppe Antonio

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Джузеппе Паганелли был итальянским композитором. Хотя сведений о его ранних годах мало, его членство в Accademia dei Geniali (которая в 1731–1732 годах исполняла его ораторию Il figliuol prodigo и кантаты Narciso al fonte и Apoteosi di Alcide) свидетельствует о том, что его семья была уважаемой, а образование хорошим. Это соответствует современному описанию его как «виртуозного дилетанта из Падуи». Сообщения о том, что он обучался у Тартини, требуют подтверждения.
Дебют Паганелли как оперного композитора состоялся в Венеции в 1732 году с оперой La caduta di Leone, imperator d'Oriente. В дальнейшем там же было поставлено ещё пять его опер, последней из которых стала La forza del sangue (1743). Паганелли много путешествовал: в 1733 году он выступал как клавесинист с оперной труппой Антонио Марии Перуцци в Аугсбурге, демонстрируя своё мастерство на музыкальных встречах. В 1735 году он посетил Прагу для исполнения оперы La pastorella regnante. В 1736 году Паганелли был в Райнсберге и Брауншвейге, где в течение следующих трёх лет поставил несколько опер.
Хотя Паганелли любил называть себя на титульных листах парижских публикаций «композитор итальянских опер его светлости герцога Брауншвейг-Люнебурга», прямых подтверждений такого назначения не найдено. В 1737 году он стал директором камерной музыки у маркизы Вильгельмины Баварской в Байройте, но оставил пост в конце 1738 года. Дальнейшая его карьера прослеживается с трудом; предположительно он поддерживал связи с различными немецкими дворами, включая Баден-Дурлах.
Его произведения для малых инструментальных форм были многочисленны и принесли ему долгую популярность. Несколько поздних публикаций Паганелли, начиная с XXX ariae pro organo et cembalo (1756), называют его директором камерной музыки при короле Испании. Это неподтверждённое утверждение подтверждается резким сдвигом в середине 1750-х годов от ансамблевой музыки (публикации в Париже) к клавирной (Аугсбург, Амстердам, Нюрнберг), что делает его возможным преемником Доменико Скарлатти в Мадриде. Возможно также, что Луиджи Паганелли (возможно, его сын) пел в составе итальянской оперной труппы в Барселоне в 1769 году. Дата и место смерти Паганелли неизвестны, но последнее произведение, опубликованное Лелупом в 1764 году, фиксирует этот год как максимально поздний для его смерти.
Стиль Паганелли можно описать, перечислив жанры, к которым он обращался: трио, дуэтные сонаты (для двух скрипок или флейт) и сольные сонаты демонстрируют модный космополитический стиль, тяготеющий к лёгкому и мелодичному языку оперы. Его клавирные сонаты привлекли внимание как беглые, хотя и не особенно развитые образцы итальянского галантного стиля.
Оперы
Вокальные произведения
Инструментальные произведения
Ноты сочинений Джузеппе Антонио Паганелли на сайте библиотеки IMSLP