Паганелли, Джузеппе Антонио
1710 - 1763

Назад

Paganelli, Giuseppe Antonio

  • Дата рождения: 6 марта 1710 года
  • Место рождения: Падуя, Италия
  • Дата смерти: около 1763 года
  • Место смерти: возможно, Мадрид, Испания

Биография

Джузеппе Паганелли был итальянским композитором. Хотя сведений о его ранних годах мало, его членство в Accademia dei Geniali (которая в 1731–1732 годах исполняла его ораторию Il figliuol prodigo и кантаты Narciso al fonte и Apoteosi di Alcide) свидетельствует о том, что его семья была уважаемой, а образование хорошим. Это соответствует современному описанию его как «виртуозного дилетанта из Падуи». Сообщения о том, что он обучался у Тартини, требуют подтверждения.

Дебют Паганелли как оперного композитора состоялся в Венеции в 1732 году с оперой La caduta di Leone, imperator d'Oriente. В дальнейшем там же было поставлено ещё пять его опер, последней из которых стала La forza del sangue (1743). Паганелли много путешествовал: в 1733 году он выступал как клавесинист с оперной труппой Антонио Марии Перуцци в Аугсбурге, демонстрируя своё мастерство на музыкальных встречах. В 1735 году он посетил Прагу для исполнения оперы La pastorella regnante. В 1736 году Паганелли был в Райнсберге и Брауншвейге, где в течение следующих трёх лет поставил несколько опер.

Хотя Паганелли любил называть себя на титульных листах парижских публикаций «композитор итальянских опер его светлости герцога Брауншвейг-Люнебурга», прямых подтверждений такого назначения не найдено. В 1737 году он стал директором камерной музыки у маркизы Вильгельмины Баварской в Байройте, но оставил пост в конце 1738 года. Дальнейшая его карьера прослеживается с трудом; предположительно он поддерживал связи с различными немецкими дворами, включая Баден-Дурлах.

Его произведения для малых инструментальных форм были многочисленны и принесли ему долгую популярность. Несколько поздних публикаций Паганелли, начиная с XXX ariae pro organo et cembalo (1756), называют его директором камерной музыки при короле Испании. Это неподтверждённое утверждение подтверждается резким сдвигом в середине 1750-х годов от ансамблевой музыки (публикации в Париже) к клавирной (Аугсбург, Амстердам, Нюрнберг), что делает его возможным преемником Доменико Скарлатти в Мадриде. Возможно также, что Луиджи Паганелли (возможно, его сын) пел в составе итальянской оперной труппы в Барселоне в 1769 году. Дата и место смерти Паганелли неизвестны, но последнее произведение, опубликованное Лелупом в 1764 году, фиксирует этот год как максимально поздний для его смерти.

Стиль Паганелли можно описать, перечислив жанры, к которым он обращался: трио, дуэтные сонаты (для двух скрипок или флейт) и сольные сонаты демонстрируют модный космополитический стиль, тяготеющий к лёгкому и мелодичному языку оперы. Его клавирные сонаты привлекли внимание как беглые, хотя и не особенно развитые образцы итальянского галантного стиля.

Произведения

Оперы

  • La caduta di Leone, imperator d'Oriente (драмма пер музыка, 3 акта, либретто К. Пагани Чеза), Венеция, S Angelo, 1732
  • Ginestra e Lichetto (интермеццо, Л. Джусти), Венеция, S Angelo, карнавал 1733
  • Tigrane (драмма пер музыка, 3 акта, Б. Виттури), Венеция, S Angelo, 1733
  • La pastorella regnante (драматическая музыкальная акция, 2 акта), Прага, Спорк, весна 1735
  • Arrenione (драмма пер музыка, 3 акта, Ф. Сильвани), Брауншвейг, 1736
  • Artaserse (драмма пер музыка, 3 акта, П. Метастазио), Брауншвейг, 1737
  • L'asilo d'amore (театральный праздник, 1 акт, Метастазио), Брауншвейг, 1737
  • Tirsi (пастораль, 3 акта, Ф. де Лемене), Вольфенбюттель, 1737
  • Farnace (драмма пер музыка, 3 акта, А.М. Луччини), Брауншвейг, 1738
  • Barsina (драмма пер музыка, 3 акта, Сильвани, по Ж. Прадону: Statira), Венеция, S Cassiano, осень 1742
  • Engelberta (драмма пер музыка, 3 акта, А. Зено и П. Парияти), Венеция, S Cassiano, карнавал 1743
  • La forza del sangue (пастораль, 2 акта, Виттури), Венеция, S Cassiano, карнавал 1743

Вокальные произведения

  • Il figliuol prodigo (оратория), Падуя, 1731–1732
  • 2 кантаты: Narciso al fonte (Г. Зангарини), Падуя, 1731–1732; Apoteosi di Alcide (Зангарини), Падуя, 1731–1732
  • Q. Horatii Flacci odae sex selectae, сольный вокал, струнные, оп.8 (Париж, ок.1745)
  • Premier recueil d'ariettes italiennes et françoises avec simfonie, оп.9 (Париж, ок.1745)

Инструментальные произведения

  • Концерты для скрипки: I-Pca; для флейты: D-KA
  • 24 сонаты для 2 скрипок/флейт с басом, по 6 в опусах 1, 2, 3, 7 (Париж, ок.1740–1742)
  • ?6 сонат для 2 скрипок/флейт с басом, оп.10 (Париж, ок.1745), утрачены
  • 30 дуэтов для 2 скрипок/флейт, по 6 в опусах 4, 5, 13, dernier oeuvre, без номера (Париж, ок.1742–1764)
  • 6 сонат для флейты с басом, оп.16 (Париж, ок.1750)
  • ?Минуэты для скрипки с басом, оп.9 (Париж, ок.1750), утрачены
  • Divertissement musical contenant XXX airs, клавесин (Аугсбург, 1756)
  • XXX ariae, орган/клавесин (Аугсбург, 1756)
  • 3 сонаты для клавесина, в сборнике J.U. Haffner: Raccolta musicale, ii–iv (Нюрнберг, 1757–1762)
  • Divertissement de le beau sexe, ou Six sonatines, клавесин (Амстердам и Лондон, ок.1760)
  • Дуэты для двух басовых инструментов, аранжировка Астрауди (Париж, ок.1760)
  • 6 симфоний a 4, оп.1 (Нюрнберг, ок.1760)
  • Симфонии, Rtt

Ноты сочинений Джузеппе Антонио Паганелли на сайте библиотеки IMSLP