Падилья, Хуан Гутьеррес де
1590 - 1664
Назад

Хуан Гутьеррес де Падилья (Juan Gutiérrez de Padilla) - мексиканский композитор испанского происхождения
- Родился около 1590 года - Малага.
- Умер между 18 марта и 22 апреля 1664 г. - Пуэбла.
Он был сыном Хуана Гутьерреса де Падильи и Каталины де лос Риос и получил музыкальное образование у Франсиско Васкеса, маэстро де Капильи в кафедральном соборе Малаги. 13 августа 1612 года он сменил Бартоломе Мендеса де ла Карреру на посту маэстро капильи в коллегиальной церкви в Херес-де-ла-Фронтера, и его услуги были настолько оценены, что в декабре 1612 года кабильдо повысил ему зарплату на 6000 реалов. Тем не менее, в феврале 1613 года, после смерти своего учителя Васкеса, Падилья принял участие в конкурсе на должность маэстро де Капильи в Малаге, заняв второе место после Эстевана де Брито (ранее музыкального директора Бадахоса). Два года спустя, все еще находясь в Хересе, он столкнулся с трудностями в отношениях с кабильдо, который 13 августа 1615 года понизил ему зарплату якобы за то, что он не выполнил свои обязательства по обучению мальчиков-хористов. Покинув Херес в следующем году, Падилья 17 марта 1616 года был назначен маэстро де Капилья в кафедральном соборе Кадиса и был определен в актах капитула как рукоположенный священник. Вскоре после своего прибытия он порекомендовал приобрести новую музыку, а также порекомендовал, чтобы капитул приказал музыкантам (ministriles) посещать вечерние богослужения, а также те, которые проводятся в течение дня. В знак признания его заслуг 3 февраля 1620 года кабильдо повысил ему жалованье на десять дукатов. Неизвестно, почему и когда Падилья покинул Кадис, но осенью 1622 года он оказался в Новой Испании, а 11 октября того же года был назначен кантором и помощником маэстро в кафедральном соборе Пуэблы с годовым окладом в 500 песо. Под руководством Гаспара Фернандеса собор в то время мог похвастаться одним из лучших музыкальных заведений Испанской Америки, не уступавшим лучшим в Европе. В обязанности Падильи входило сочинение шанцонет для богослужений и преподавание полифонии ("Песнь об органе") в обычные рабочие дни с 10 до 11 часов утра. Мельчор Альварес официально отвечал за обучение мальчиков-хористов, но в 1624 году капитул кафедрального собора Пуэблы выделил Падилье дополнительно 100 песо на обучение мальчиков-хористов полифонической музыке, а также на набор и подготовку потенциальных мальчиков-сопрано. После смерти Фернандеса до 18 сентября 1629 года Падилья 25 сентября был назначен маэстро де Капилья с годовым окладом в 500 песо и дополнительными 40 песо за сочинение шанзонет. Капитул поручил ему поместить копии своих композиций в музыкальный архив кафедрального собора. Чтобы привести его зарплату в соответствие с зарплатой его предшественника Фернандеса, 21 августа 1630 года капитул повысил ее до 600 песо, оговорив, что не следует создавать прецедент. Четыре года спустя, 1 августа 1634 года, капитул уволил Падилью и игрока в баджон Симона Мартинеса по неизвестным причинам; после личного вмешательства епископа Гутьерре Бернардо де Кироса 9 сентября оба были восстановлены в должности. За годы, проведенные в Пуэбле, Падилья с помощью чернокожих производителей инструментов организовал мастерскую по продаже инструментов в Мексике и даже в Гватемале. В документе от 1641 года сообщается о продаже 20 больших дульчиан (bajones grandes), 20 маленьких дульчиан для сопрано (bajicos tiples), 17 наборов из трех шаурм (juegos de tres chirimias) и двух флейт. По словам Рэя, Падилья также преподавал музыку в колледжах Сан-Педро и Сан-Хуан. Мало что известно о его деятельности в период с 1640 по 1648 год, но он, очевидно, оказал влияние на назначение Франсиско Лопеса баджонистом и органистом в кафедральный собор Пуэблы в 1641 году. Он помогал молодому человеку в течение семи лет его пребывания там, а также когда тот искал более выгодную должность в Мехико (там он был назван маэстро де Капилья в 1654 году). В своей книге "Отношения и описание реального храма в Сьюдад-де-ла-Пуэбла-де-Лос-Анхелес" (Пуэбла, 1650 год) Антонио Тамарис де Кармона описал освящение нового кафедрального собора в Пуэбле в 1649 году и упомянул 14 000 песо в качестве суммы, потраченной на музыку в том году (вероятно, это больше, чем обычно, из-за церемонии посвящения). события). Он также высоко оценил песнопения Падильи "dulces", которые исполнялись у различных алтарей собора. По словам Рэя, Падилья и его музыканты занимались украшением одного из боковых приделов (сегодня он называется Капилья-де-лас-Реликвиас). После того, как архиепископ Хуан Палафокс-и-Мендоса покинул Пуэблу и перебрался на полуостров Осма, бюджет музыкального отдела собора был сокращен, а вместе с ним и зарплата Падильи (правда, с него была снята обязанность преподавать полифонию). В июне 1654 года музыкант кафедрального собора Хуан Гарсия де Зеспедес согласился взять на себя обязанности Падильи по обучению хористов Пуэблы простым песням и полифонии, а также давать уроки игры на виолончели мальчикам и мужчинам, проявившим способности к игре на инструменте. В 1655 году вклад Падильи в религиозные церемонии и ритуалы в Пуэбле был признан, когда он занял десятое место в списке почетных гостей собора (хотя он и был пребендой, он никогда не был каноником собора). К концу 1650-х годов финансовое положение собора улучшилось, и в августе 1658 года капитул смог вернуть свое жалованье к уровню 1651 года, одновременно возобновив свои обязательства по обучению мальчиков из церковного хора исполнению полифонической музыки. 21 мая 1660 года власти попросили его возобновить ежедневные занятия простым пением и многоголосием для всех певцов, мальчиков и мужчин. В октябре 1663 года капитул распорядился, чтобы все сочинения Падильи были приведены в надлежащий порядок. Работы на латыни были переплетены, а отрывки из его произведений на языке вильянсикос были помещены в папки. Композитор составил свое последнее завещание 18 марта 1664 года, и о его смерти было объявлено на собрании капитула 22 апреля. Он был похоронен в соборе, и 12 августа Хуан Гарсия де Зеспедес приступил к исполнению своих обязанностей (в 1670 году он был назначен титулярным маэстро де Капилья). Наиболее важным источником произведений Падильи является сборник хоров Пуэблы № 15, который содержит мессы, мотеты, псалмы, причитания, респонсории, гимны, литанию и страсти по Матфею. В них он показал себя равным любому композитору своего времени на полуострове как по таланту, так и по технике исполнения. Значительное число его литургических произведений предназначено для двух хоров. В своей полихоральной миссии "Ego flos campi" он сочетал фразу за фразой: первый хор пел "Кредо" в драматическом и гомофоническом стиле, а второй хор исполнял тот же текст в контрапунктической манере. Его мессы, особенно "Аве Реджина" и "Джозеф фили Давид", демонстрируют его знание пародийных и канонических приемов, а в "Аве Реджина" и "Эге флос кампи" он также использовал тему-девиз в каждом разделе и переработал тематический материал в последующих разделах. Органист из Пуэблы Франсиско де Видалес использовал "Ликование справедливости" Падильи в качестве образца для своей пародийной "Миссы супер ликования", и еще одна связь между этими двумя людьми видна в том, что Видалес добавил теноровую партию к "О господе Иисусе Христе" Падильи. Помимо латинской духовной музыки, Падилья написал множество народных вильянсико. Написанные в популярном стиле или основанные на нем, они предназначались для больших и восторженных толп, которые привлекались на службы в кафедральном соборе Пуэблы отчасти благодаря специальной музыке, написанной для определенных праздничных дней. Опубликованные либретто ко многим из его постановок в Вильянсико были задуманы как сувениры об этих особых случаях. Они не всегда называют имя композитора, но декорации к Рождеству 1649 года и празднику Непорочного зачатия в 1652, 1654, 1656 и 1659 годах, вероятно, были написаны Падильей – и уж точно к Рождеству 1659 года. Во многие из своих "вильянсико" он включил примеры музыкальных стилей, популярных среди представителей рабочего класса из разных этнических групп: мексиканский токотин, гуастеко (вероятно, из мексиканского региона Уастека), афро-испаноязычные негрильяс, календас, энсаладильяс, батальяс, джакарас, джугетес и с португальским оттенком такие произведения, как "Ах, сиоло Фласикуйо", "А-ля шакара шакарилла" и "Си аль нассер", "О, Минино, я хочу". Вильянсико достигли пика творчества и популярности среди Падильи и его современников. Типичная формула для стиля вильянсико, такого как негритянский диалект африканского языка, включает в себя 6/8 метра, часто чередующиеся с 3/4 для создания полутона; частое использование до и фа мажор; и чередование солиста (ов) и хора в эстрибильо и копласе. Хотя не всегда есть конкретные указания на использование бассо континуо в этих произведениях, орган, виолончель, баджон и арфа часто использовались в качестве инструментов континуо во времена Падильи.
Ноты сочинений Хуана Гутьерреса де Падильи на сайте библиотеки IMSLP