Падилья, Хуан Гутьеррес де
1590 - 1664
Назад
Padilla, Juan Gutiérrez de

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Хуан Гутьеррес де Падилья был мексиканским композитором испанского происхождения. Он был сыном Хуана Гутьерреса де Падильи и Каталины де лос Риос и получил музыкальное образование у Франсиско Васкеса, капельмейстера кафедрального собора Малаги.
Он сменил Бартоломе Мендеса де ла Карреру на посту капельмейстера коллегиальной церкви в Хересе-де-ла-Фронтера 13 августа 1612 года, и его услуги были настолько ценны, что совет церкви увеличил ему зарплату на 6000 реалов в декабре 1612 года. Тем не менее в феврале 1613 года, после смерти его учителя Васкеса, Падилья участвовал в конкурсе на пост капельмейстера в Малаге и занял второе место после Эстевана де Брито (ранее музыкальный руководитель в Бадахосе).
Он все еще находился в Хересе через два года, когда столкнулся с трудностями с советом церкви, который снизил его зарплату 13 августа 1615 года, якобы за то, что он не выполнил обязательство обучать мальчиков-хористов. После ухода из Хереса в следующем году Падилья был назначен капельмейстером кафедрального собора Кадиса 17 марта 1616 года, и в капитулярных актах он был указан как рукоположенный священник. Вскоре после приезда он рекомендовал покупку новой музыки, а также предложил, чтобы капитул приказал инструменталистам (ministriles) присутствовать на вечерних службах, а не только на дневных. В знак признания его заслуг совет увеличил его зарплату на десять дукатов 3 февраля 1620 года.
Неизвестно, почему и когда Падилья покинул Кадис, но к осени 1622 года он находился в Новой Испании, и 11 октября того же года был назначен кантором и помощником капельмейстера кафедрального собора Пуэблы с годовой зарплатой в 500 песо. При Гаспаре Фернандесе, директоре хора, кафедральный собор в это время имел одну из лучших музыкальных организаций в Испанской Америке, сопоставимую с лучшими в Европе. Обязанности Падильи включали сочинение chanzonetas для служб и преподавание полифонии (canto de órgano) каждый рабочий день с 10 до 11 часов утра. Мелчор Альварес официально отвечал за обучение хористов, но в 1624 году капитул кафедрального собора Пуэблы выплатил Падилье дополнительно 100 песо за обучение хористов полифонии и за набор и подготовку потенциальных мальчиков-сопрано.
После смерти Фернандеса до 18 сентября 1629 года Падилья был назначен капельмейстером 25 сентября с годовой зарплатой 500 песо и дополнительно 40 песо за сочинение chanzonetas. Капитул поручил композитору хранить копии своих произведений в архиве кафедрального собора. Чтобы привести его зарплату в соответствие с зарплатой его предшественника Фернандеса, капитул увеличил ее до 600 песо 21 августа 1630 года, с условием, что это не станет прецедентом. Четыре года спустя, 1 августа 1634 года, капитул отстранил Падилью и басиста Симона Мартинеса по неизвестным причинам; после личного вмешательства епископа Гутьерре Бернардо де Кироса оба были восстановлены 9 сентября.
В годы службы в Пуэбле Падилья вел мастерскую с помощью чернокожих производителей инструментов, продавая инструменты в Мексике и даже в Гватемале. Документ 1641 года свидетельствует о продаже 20 больших басов (bajones grandes), 20 малых сопрано-басов (bajicos tiples), 17 наборов из трех шалмеев (juegos de tres chirimias) и двух флейт. По сведениям Рея, Падилья также преподавал музыку в Colegio de San Pedro и Colegio de San Juan. Мало известно о его деятельности между 1640 и 1648 годами, но очевидно, что он оказал влияние на назначение Франсиско Лопеса басистом и органистом кафедрального собора Пуэблы в 1641 году. Он помогал молодому музыканту в течение семи лет, а также при попытке получить лучшую должность в Мехико (он был назначен капельмейстером там в 1654 году).
В своей работе Relacion y descripcion del templo real de la ciudad de la Puebla de los Angeles (?1650) Антонио Тамарис де Кармона описал освящение нового кафедрального собора Пуэблы в 1649 году и упомянул 14 000 песо, потраченные на музыку в том году (вероятно, больше обычного из-за торжественных событий). Он также похвалил сладкие мотеты Падильи, которые исполнялись на различных алтарях собора. По сведениям Рея, Падилья и его музыканты отвечали за украшение одной из боковых часовен (сегодня называемой Capilla de las Reliquias).
После того как архиепископ Хуан Палафокс и Мендоса покинул Пуэблу в пользу пенинсулярного престола Осмы, бюджет кафедрального хора был сокращен, и с ним уменьшилась зарплата Падильи (обязанность преподавать полифонию была снята). В июне 1654 года музыкант кафедрального собора Хуан Гарсия де Сеспедес согласился принять обязанности Падильи по обучению мальчиков хора пению plainsong и полифонии, а также по обучению игре на violón мальчиков и мужчин с инструментальными способностями. В 1655 году вклад Падильи в религиозные церемонии Пуэблы был признан, когда его поставили десятым в списке служителей кафедрального собора (хотя он и имел приходской доход, он никогда не был каноником собора). К концу 1650-х финансовое положение капитула улучшилось, и в августе 1658 года его зарплату вернули на уровень 1651 года, одновременно восстановив обязанность преподавать полифоническое исполнение мальчикам хора. 21 мая 1660 года власти потребовали, чтобы он вновь проводил ежедневные занятия по plainsong и полифонии для всех певцов, мальчиков и мужчин. В октябре 1663 года капитул приказал привести все сочинения Падильи в порядок. Латинские произведения были переплетены, а разрозненные партии для народных villancicos помещены в папки. Композитор составил завещание 18 марта 1664 года, его смерть была объявлена на собрании капитула 22 апреля. Он был похоронен в соборе, а 12 августа обязанности принял Хуан Гарсия де Сеспедес (назначенный титулярным капельмейстером в 1670 году).
Наиболее важным источником произведений Падильи является хоровой сборник Пуэблы №15, который содержит мессы, мотеты, псалмы, Lamentations, респонсории, гимны, литании и Страсти по святому Матфею. В этих произведениях он проявил себя как равный любому испанскому композитору своего времени и по таланту, и по технике. Значительное количество литургических произведений предназначено для двух хоров. В полихорной Missa “Ego flos campi” он противопоставляет фразу за фразой: первый хор поет Credo в драматическом и гомофонном стиле, а второй хор исполняет тот же текст в контрапункте. Его мессы, особенно Ave regina и Joseph fili David, демонстрируют знание пародийных и канонических техник; в Ave regina и Ego flos campi он также использует девизную тему в каждой части и перерабатывает тематический материал в последующих секциях. Органист Пуэблы Франсиско де Видалес использовал Exultate justi in Domino Падильи как модель для своей пародийной Missa super Exultate, а еще одна связь между ними видна в добавлении тенор-партии к O Domine Jesu Christe Падильи.
Помимо латинской духовной музыки, Падилья написал многочисленные народные villancicos. Они написаны в популярном стиле или на его основе и предназначались для больших и энтузиастичных толп, собирающихся на службы в кафедральном соборе Пуэблы, частично благодаря специально сочиненной музыке для определенных праздников. Опубликованные либретто многих его сборников villancicos предназначались как памятные сувениры этих торжественных событий. В них не всегда указан композитор, но сборники для Рождества 1649 года и праздника Непорочного Зачатия 1652, 1654, 1656 и 1659 годов, вероятно, – и точно для Рождества 1659 года – были сочинены Падильей. Во многих его villancicos он включал примеры музыкальных стилей, популярных среди рабочих слоев разных этнических групп: мексиканский tocotín, guasteco (вероятно, из региона Уастека в Мексике), афро-испанские negrillas, kalendas, ensaladillas, batallas, jácaras, juguetes, а также португальские мотивы, такие как Ah, siolo Flasiquiyo, A la xacara xacarilla и Si al nascer, o Minino se yela. Villancico достиг высокой точки творчества и популярности благодаря Падилье и его современникам. Типичная формула villancico типа африканского диалекта negro включала размер 6/8, часто чередующийся с 3/4 для создания гемииолы; частое использование тональностей до и фа мажор; и чередование солистов и хора в припеве (estribillo) и куплетах (coplas). Хотя не всегда дается указание на использование basso continuo, орган, violón, бас и арфа часто использовались как инструменты континуо во времена Падильи.
Произведения
Латинская духовная музыка
Веранкулос (villancicos)
Ноты сочинений Хуана Гутьерреса де Падильи на сайте библиотеки IMSLP