Пахшмидт, Кароломаннус
1700 - 1734

Назад

Pachschmidt, Carolomannus

  • Дата рождения: 28 августа 1700
  • Место рождения: Айзенштадт
  • Дата смерти: 8 марта 1734
  • Место смерти: Вена

Биография

Кароломаннус Пахшмидт был австрийским композитором. В 1721 году он вступил в бенедиктинский монастырь Шоттенклостер в Вене, а в 1723 году был рукоположен в священники. Уже вскоре после прибытия в монастырь он сочинил “Introitus pro Dominica Paschali” (Интroit на Пасхальное воскресенье), что свидетельствует о его раннем музыкальном образовании.

После рукоположения он получил должность органиста и капельмейстера, пост, который несколькими десятилетиями ранее занимал Иоганн Йозеф Фукс. Пахшмидт высоко ценил творчество Фукса и переписывал несколько его месс, либо для изучения, либо для исполнения в монастыре.

В последние одиннадцать лет жизни Пахшмидт создал значительное количество духовной музыки, особенно после 1728 года. Кроме сочинений для богослужений, он написал “Serenata” (Серенаду) к дню рождения аббата в 1729 году, а также музыку для школьных латинских спектаклей в 1730 и 1733 годах.

Творчество

Наследие Пахшмидта включает все основные жанры церковной музыки своего времени, включая редкое сочинение — “Compline” (Комплеторий, 1732), поскольку это богослужение обычно не сопровождалось музыкой.

Он одинаково уверенно владел как современным концертирующим стилем, так и полифоническим письмом, унаследованным от Фукса. Из двенадцати его месс шесть написаны в «новом» стиле для четырёх голосов с оркестром, а шесть — в строгой полифонической манере.

Его мессы и мотеты в современном стиле отличаются личным почерком, глубиной выражения и особым даром написания простых мелодий в народном духе, особенно заметных в его духовных ариях. Архивные записи Шоттенклоcтера свидетельствуют о его высокой репутации как композитора и капельмейстера. Его ранняя смерть вызвала глубокое сожаление современников.

Произведения

(все хранятся в Вене, в архиве монастыря Шоттенклоcтер)

  • 6 месс для 4–6 голосов с оркестром:
  • “Quovis non vulneror ictu” (Я не ранен любым ударом, 1725)
  • “Carolomanni” (К Кароломану, 1726)
  • “Quoniam tu solus Dominus” (Ибо Ты один Господь, 1728)
  • “Caroli Borromaei” (Месса святого Карла Борромео, также известная как “Missa Thomistica”, 1733)
  • “Joannis Evangelistae” (Святому Иоанну Евангелисту)
  • “Filii in honorem patris” (Сын в честь отца)
  • 6 месс a cappella для 4–6 голосов
  • 5 “Introitus” (Входных песнопений)
  • “Compline” (Комплеторий, 1732)
  • 1 литания (1733)
  • 2 “Alma Redemptoris mater” (Мать Искупителя)
  • 2 “Regina coeli” (Царица Небесная, 1733)
  • 4 “Ave regina” (Приветствуем Царицу), включая одну для сопрано с оркестром
  • “Stabat mater” (Стояла Мать скорбящая)
  • “Veni Sancte Spiritus” (Приди, Святой Дух)
  • “Dixit Dominus” (Сказал Господь, 1734)
  • 6 адвентских арий на немецком языке для одного голоса с инструментами
  • Несколько мотетов
  • “Serenata” (Серенада, 1729)
  • Музыка для двух школьных латинских пьес (1730, 1733)