Пахельбель, Вильгельм Иеронимус
1686 - 1764

Назад

Вильгельм Иеронимус Пахельбель (Wilhelm Hieronymus Pachelbel) - немецкий композитор, органист и клавесинист

  • Крещён 29 августа 1686 г. - Эрфурт.
  • Умер в 1764 году - Нюрнберг.

Старший сын Иоганна Пахельбеля. Маленьким мальчиком в Эрфурте он был товарищем по играм с несколько более взрослым И.Г. Вальтером. Он жил со своим отцом во время его пребывания в Штутгарте (1690-1692) и Готе (1692-1695) и переехал с ним в Нюрнберг в 1695 году. Отец обучал его как композиции, так и игре на клавишных, и в предисловии к своему "Гексахорду Аполлиниса" (1699) выразил уверенность, что полученные им знания позволят рекомендовать его в качестве ученика Букстехуде в Любеке и Ф.Т. Рихтера в Вене, но сомнительно, что его амбициозные надежды оправдались. 2 сентября 1700 года городской совет Нюрнберга наградил Вильгельма Иеронимуса за его мастерство игры на клавишных подарками в размере десяти гульденов. Судя по всему, он начал свою профессиональную карьеру органиста в Фюрте, недалеко от Нюрнберга, и, вероятно, именно оттуда отправился в Эрфурт в качестве органиста Предигеркирхе. 2 марта 1706 года, незадолго до смерти своего отца, он покинул Эрфурт и вернулся в Нюрнберг в качестве органиста Якобской церкви. Позже в том же году, когда Й.С. Рихтер сменил Иоганна Пахельбеля в церкви Святого Себальда, Вильгельм Иеронимус сменил Рихтера в Эгидиенкирхе, а в 1719 году, когда Рихтер умер, он снова стал его преемником. Он оставался в монастыре Святого Себальда до конца своей жизни. Сохранилось лишь небольшое количество музыки Пахельбеля, и все это для клавишных. Его набор из трех несложных вариаций на тему хорала "О горе, которую получил уншульдиг" во многом отражает "Музыкальную жизнь" его отца (1683) как нелитургическую музыку для домашнего использования. В суперфантазии "Я вижу, как девушка поет" раскрываются два разных стиля: первые 29 тактов - это хоральная фугетта в образе его отца, в то время как в остальных 24 тактах он, похоже, попытался адаптировать импровизационный стиль Букстехуде. Популярная токката в исполнении Джи напоминает аналогичные произведения его отца. В 1725 году он сам опубликовал издание своих "Прелюдий" и "фуги до мажор", которые вскоре после этого вышли в другом издании. В этой музыке нет и следа стилей его отца или Букстехуде; вместо этого для нее характерна свободная последовательность различных образов, несомненно, вдохновленных современным итальянским концертным письмом. Быстрая смена темпа и внезапные выразительные жесты перекликаются с более экспериментальным клавишным почерком Кунау, хотя в то же время они указывают на стиль Empfindsamkeit середины 18-го века. После несложной прелюдии из 39 тактов звучит свободноголосая неконтрапунктовая фуга из 231 такта. Длинные эпизоды между изложениями темы состоят из последовательности очевидных, метрически контролируемых последовательных движений, следующих за простейшей гармонической прогрессией. "Musicalisches Vergnügen" был опубликован примерно в то же время. Он состоит из 13-тактовой прелюдии и 162-тактовой фуги, за которыми следует независимая, недвусмысленная фантазия из 139 тактов. Подзаголовок, указывающий на то, что произведение предназначено либо для органа, либо для клавира, отсылает к варианту, который отец Пахельбеля представил в своем Hexachordum Apollinis, но влияние и стиль его отца отсутствуют в самой музыке. Стиль этих последних двух произведений сильно отличается от стиля Баха, который был всего на год старше Пахельбеля. Они избегают всех гармонических и контрапунктических сложностей, а гармонический ритм является медленным, чтобы оставить место для четкого построения фигур и мотивирующего исследования трезвучий и 7-х аккордов. Хотя музыка вряд ли отличается периодичностью, повторяемость жестов наводит на мысль о том, что Пахельбель сознательно стремился к современному, если не прогрессивному стилю.

Ноты сочинений Вильгельма Иеронимуса Пахельбеля на сайте библиотеки IMSLP