Пахельбель, Иоганн
1653 - 1706
Назад

Иоганн Пахельбель (Johann Pachelbel) - немецкий композитор и органист
- Крещён 1 сентября 1653 г. - Нюрнберг.
- Погребён 9 марта 1706 г. - Нюрнберг.
Он был одним из ведущих прогрессивных немецких композиторов своего времени. Прежде его ценили главным образом как композитора органной и другой клавишной музыки, а теперь он признан ведущим композитором церковной и камерной музыки. Его вокальные работы, в частности, опровергают его репутацию довольно уравновешенного автора органных хоралов. Они демонстрируют глубокое знакомство с риторическим и изобразительным арсеналом немецкой текстовой музыки 17-го века и проявляют пристальное внимание к деталям, что заметно во всех работах Пахельбеля.
В раннем возрасте Пахельбель проявил живой интерес к интеллектуальным занятиям в сочетании с особыми способностями к музыке. Родители отдали его в среднюю школу Санкт-Лоренца, но раннее музыкальное образование он получил у двух ведущих местных преподавателей - Генриха Швеммера, который обучил его основам музыки, и Г.К. Векера, который научил его композиции и инструментальному исполнению. Чтобы повысить уровень своего общего образования, он посещал аудиторию Эгидианум, где сыновья из культурных семей города слушали научные лекции. 29 июня 1669 года он поступил в Альтдорфский университет, где также служил органистом в церкви Святого Лоренца. Поскольку его отец не мог позволить себе содержать его, он был вынужден покинуть университет менее чем через год. Вероятно, весной 1670 года он поступил в гимназию Поэтикум в Регенсбурге, где, благодаря своей исключительной академической квалификации, он пользовался особым вниманием и был выбран в качестве стипендиата сверх обычной школьной квоты. Из-за его выдающихся музыкальных способностей школьное руководство разрешило ему заниматься музыкой вне гимназии под руководством Каспара Прентца, протеже Дж.К . Керлла. Возможно, именно Прентц обратил его внимание на музыку ведущих итальянских композиторов. Хотя Прентц покинул Регенсбург в 1672 году, скорее всего, именно благодаря его влиянию Пахельбель, который был лютеранином, в 1673 году отправился в Вену, чтобы стать заместителем органиста Дома Стефана, где он, несомненно, познакомился бы с произведениями католических композиторов южной Германии и Италии. До сих пор нет убедительных документальных свидетельств того, что он на самом деле был учеником Керлла, который также переехал в Вену в 1673 году. Однако, судя по его музыке, он многому научился у Керлла. 4 мая 1677 года Пахельбель стал придворным органистом в Эйзенахе под руководством капельмейстера Даниэля Эберлина на службе у принца Иоганна Георга, герцога Саксен-Эйзенахского. Примерно через год принц Бернхард, герцог Саксен-Йенский, брат покровителя Пахельбеля, скончался, и вполне вероятно, что в течение последовавшего периода траура деятельность придворных музыкантов была сильно урезана. Хотя Пахельбелю не предлагали работу в другом месте, он запросил и получил от Эберлина любезный отзыв, адресованный любому заинтересованному капельмейстеру, известному меценату или музыканту. С этим документом, в котором Эберлин описывает его как "совершенного и редкого виртуоза", он покинул Айзенах 18 мая 1678 года. Вскоре Пахельбель нашел работу, поскольку его контракт с органистом протестантской предигеркирхе в Эрфурте был датирован 19 июня 1678 года. В этом замечательном документе (напечатанном в "Ботстибере" в 1901 году), среди прочих деталей, четко прописана роль органиста. Он должен был предварять исполнение хорала прихожанами тематической прелюдией, основанной на его мелодии, и сопровождать пение на протяжении всех строф. Из формулировки ясно, что он не должен был импровизировать прелюдию, а должен был тщательно подготовить ее заранее. Также было указано, что каждый год в День Святого Иоанна Крестителя, 24 июня, он должен был отмечать годовщину своего трудоустройства: в этот день он был обязан не только пройти переэкзаменовку, но и в течение получаса продемонстрировать свой профессиональный прогресс за прошедший год концерт в конце дневной службы с использованием всех возможностей органа в “восхитительной и благозвучной гармонии”. Условия этого контракта, возможно, стали причиной того, что за 12 лет работы в Предигеркирхе он выдвинулся в первые ряды органных композиторов. Через три года после прибытия в Эрфурт, 25 октября 1681 года, Пахельбель женился на своей первой жене Барбаре Габлер, но она и их маленький сын умерли в сентябре 1683 года во время эпидемии чумы. Принято считать, что этот личный кризис, возможно, побудил его в том же году опубликовать свои "Музыкальные произведения". 24 августа 1684 года он женился на Джудит Дроммер (Труммерт), которая родила ему пятерых сыновей и двух дочерей. За годы, проведенные в Тюрингии, в Айзенахе и Эрфурте, его естественным образом потянуло к семье Бахов. Амброзиус, отец Иоганна Себастьяна, попросил его стать крестным отцом его дочери Иоганны Юдиты и преподавать музыку его сыну Иоганну Кристофу (позже известному как Ордруф Бах и учитель Иоганна Себастьяна). Пахельбель был чрезвычайно успешным органистом, композитором и преподавателем в Эрфурте, но в конце концов он попросил разрешения уехать и был официально освобожден 15 августа 1690 года. С 1 сентября он был музыкантом и органистом при Вюртембергском дворе в Штутгарте под патронажем герцогини Магдалены Сибиллы. Его новая должность во многом улучшила его положение, но осенью 1692 года он был вынужден бежать из-за французского вторжения. Он отправился в Нюрнберг, но через несколько недель вернулся в Тюрингию, где 8 ноября стал городским органистом в Готе. Согласно Маттесону (1740), 2 декабря 1692 года один выдающийся джентльмен пригласил его занять должность органиста в Оксфорде, но он отклонил это предложение. Он также отклонил просьбу вернуться в Штутгарт. После смерти 20 апреля 1695 года Веккера, органиста церкви Святого Себальда в Нюрнберге, власти стремились назначить Пахельбеля, знаменитого уроженца города. Таким образом, вопреки обычной практике, вакансия в церкви Святого Себальда, самой важной в своем роде в Нюрнберге, не была заполнена по результатам экзамена, и органисты из небольших церквей города не были приглашены для подачи заявлений. После того как Пахельбель официально получил приглашение от святого Себальда, он направил властям Готы любезное письмо с просьбой освободить его. Предположительно, он прибыл в Нюрнберг летом, поскольку 26 июля 1695 года городской совет постановил выплатить ему 30 гульденов на дорожные расходы. Он оставался в Санкт-Себальде до самой своей смерти. Если его органные хоралы являются наиболее характерными произведениями периода его пребывания в Эрфурте, то магнификаторные фуги для органа и вокальная музыка лучше всего характеризуют годы, проведенные им в Нюрнберге. Как и в Эрфурте, его вскоре окружило множество учеников, которые со временем заняли важные посты. Четверо детей Пахельбеля сами по себе стали хорошо известны. Старший сын от его второго брака, Вильгельм Иеронимус Пахельбель, был, пожалуй, его самым способным учеником; Чарльз Теодор передал влияние своего отца британским колониям в Америке; Иоганн Михаэль (родился в Нюрнберге 15 октября 1692 года) зарекомендовал себя в Нюрнберге как производитель инструментов и выступала в Кингстоне, Ямайка, в 1728 году; а ее дочь, Амалия, прославилась своими картинами и офортами и, как и ее отец, заслужила место в "Доппельмайре".
Ноты сочинений Иоганна Пахельбеля на сайте библиотеки IMSLP