Пахельбель, Вильгельм Иеронимус
1686 - 1764

Назад

Pachelbel, Wilhelm Hieronymus

  • Дата рождения: 29 августа 1686 (крещён)
  • Место рождения: Эрфурт
  • Дата смерти: 1764
  • Место смерти: Нюрнберг

Биография

Вильгельм Иеронимус Пахельбель был немецким композитором, органистом и клавесинистом, старшим сыном Иоганна Пахельбеля. В детстве в Эрфурте он дружил и играл вместе с немного более старшим Иоганном Готфридом Вальтером. Он сопровождал отца в его службах в Штутгарте (1690–1692) и Готе (1692–1695), а затем вместе с ним переехал в Нюрнберг в 1695 году. Обучение композиции и игре на клавишных он получил от отца. В предисловии к сборнику “Hexachordum Apollinis” (Гексахорд Аполлона, 1699) Иоганн Пахельбель выразил уверенность, что подготовка сына позволит ему учиться у Дитриха Букстехуде в Любеке и у Фердинанда Тобиаса Рихтера в Вене, однако неизвестно, были ли эти ожидания реализованы.

2 сентября 1700 года Нюрнбергский городской совет наградил юного Вильгельма Иеронимуса за его мастерство игры на клавишных подарком в десять гульденов. Вероятно, он начал карьеру органиста в городе Фюрт, недалеко от Нюрнберга, а затем получил должность органиста в Эрфурте в церкви Проповедников (Predigerkirche). 2 марта 1706 года, незадолго до смерти своего отца, он покинул Эрфурт и вернулся в Нюрнберг, где стал органистом в церкви Святого Иакова.

Позднее, в том же году, когда Иоганн Самуэль Рихтер сменил Иоганна Пахельбеля в качестве органиста главной нюрнбергской церкви Святого Зебальда, Вильгельм Иеронимус занял место Рихтера в церкви Святого Эгидия. В 1719 году, после смерти Рихтера, он вновь стал его преемником — теперь уже в церкви Святого Зебальда, где и оставался на протяжении всей своей жизни.

Творчество

Наследие Вильгельма Иеронимуса Пахельбеля невелико и включает только произведения для органа и клавесина. Его цикл из трёх лёгких вариаций на хорал “O Lamm Gottes unschuldig” (О Агнец Божий неповинный) явно восходит к сочинению его отца “Musicalische Sterbens-Gedancken” (Музыкальные размышления о смерти, 1683), написанному как нелитургическая музыка для домашнего музицирования.

“Fantasia super ‘Meine Seele, lass es gehen’” (Фантазия на хорал «Душа моя, отпусти это») сочетает два стиля: первые 29 тактов представляют собой хоральную фугетту в духе его отца, а оставшиеся 24 такта явно вдохновлены импровизационным стилем Букстехуде. Популярная “Toccata in G” (Токката соль мажор) также напоминает аналогичные произведения Иоганна Пахельбеля.

В 1725 году Вильгельм Иеронимус сам издал “Praeludium und Fuga in C” (Прелюдия и фуга до мажор), вскоре появившуюся и во втором издании под названием “Neu componiertes Praeludium und Fuga … zum andern Mal übersehen und viel verbessert” (Ново-сочинённые прелюдия и фуга … во второй раз пересмотренные и значительно улучшенные). Эти произведения демонстрируют отрыв от стиля его отца и Букстехуде и отражают влияние современного итальянского концертного письма. Быстрая смена темпов и выразительные интонации сближают его музыку с экспериментальными клавирными сочинениями Иоганна Кунау, а также указывают на тенденции раннего стиля Empfindsamkeit середины XVIII века.

Другой крупный труд — “Musicalisches Vergnügen” (Музыкальное удовольствие), изданный примерно в то же время. Он включает 13-тактовое прелюдие и 162-тактовую фугу, за которыми следует самостоятельная фантазия на 139 тактов. Название подчёркивало, что произведение может исполняться как на органе, так и на клавире, однако в отличие от сочинений его отца, стиль здесь уже абсолютно иной. В этих работах отсутствует сложное контрапунктическое письмо; гармония развивается медленно, а основное внимание уделяется фигурациям и исследованию аккордовых структур.

Таким образом, творчество Вильгельма Иеронимуса Пахельбеля отличается стремлением к новому стилю, отличному как от его отца, так и от Иоганна Себастьяна Баха, его современника.

Произведения

(все для органа или других клавишных инструментов)

  • “Musicalisches Vergnügen bestehend in einem Praeludio, Fuga und Fantasia, sowohl auf die Orgel als auch auf das Clavier” (Музыкальное удовольствие, состоящее из прелюдии, фуги и фантазии, как для органа, так и для клавира, около 1725)
  • “Praeludium und Fuga, C” (Прелюдия и фуга до мажор, Нюрнберг, 1725; второе издание как “Neu componiertes Praeludium und Fuga … zum andern Mal übersehen und viel verbessert” — Ново-сочинённые прелюдия и фуга … во второй раз пересмотренные и значительно улучшенные)
  • “O Lamm Gottes unschuldig” (О Агнец Божий неповинный, 3 вариации для клавира)
  • “Fantasia super ‘Meine Seele, lass es gehen’” (Фантазия на хорал «Душа моя, отпусти это»)
  • “Fantasia, B” (Фантазия си бемоль мажор)
  • “Suite” (Сюита, приписывается Вильгельму Иеронимусу Пахельбелю)
  • “Toccata, G” (Токката соль мажор)
  • “Fugue, F” (Фуга фа мажор, утеряна)
  • “Fugue, G” (Фуга соль мажор, утеряна)
  • “Prelude, b” (Прелюдия си минор, ранее приписывалась Пахельбелю, ныне признана сочинением Баха)

Ноты сочинений Вильгельма Иеронимуса Пахельбеля на сайте библиотеки IMSLP