Пахельбель, Иоганн
1653 - 1706

Назад

Pachelbel, Johann

  • Дата рождения: 1 сентября 1653 года
  • Место рождения: Нюрнберг, Германия
  • Дата смерти: 9 марта 1706 года
  • Место смерти: Нюрнберг, Германия

Биография

Иоганн Пахельбель был немецким композитором и органистом, одним из ведущих прогрессивных немецких композиторов своего времени. Ранее его высоко ценили главным образом как автора органной и клавирной музыки, но сегодня он признаётся одним из ведущих мастеров духовной и камерной музыки. Его вокальные сочинения, в частности, опровергают репутацию несколько строгого автора органных хоралов. В них заметна глубокая осведомлённость в области риторических и изобразительных средств немецкой вокальной музыки XVII века, а также тщательное внимание к деталям, что характерно для всего наследия Пахельбеля.

С ранних лет Пахельбель проявлял склонность к наукам и особую музыкальную одарённость. Родители определили его в старшую школу Святого Лоренца, но первые уроки музыки он получил у ведущих нюрнбергских учителей: Генриха Швеммера, преподававшего основы музыкальной грамоты, и Г. К. Веккера, обучавшего композиции и игре на инструментах. Для расширения образования Пахельбель посещал Auditorium Aegidianum, где слушал лекции. 29 июня 1669 года он поступил в университет Альтдорфа, где одновременно был органистом церкви Святого Лоренца. Но по причине недостатка средств ему пришлось покинуть университет меньше чем через год. Вероятно, весной 1670 года он поступил в гимназию Poeticum в Регенсбурге. Благодаря выдающимся успехам он получил стипендию и был зачислен сверх нормы. Здесь ему разрешили заниматься музыкой вне гимназии у Каспара Прентца, ученика И. К. Керля. Возможно, именно Прентц познакомил его с музыкой ведущих итальянских композиторов.

После отъезда Прентца из Регенсбурга в 1672 году Пахельбель, будучи лютеранином, отправился в Вену, где в 1673 году стал помощником органиста в соборе Святого Стефана. Здесь он познакомился с творчеством католических композиторов Южной Германии и Италии. Прямых доказательств обучения у Керля нет, однако влияние его стиля в музыке Пахельбеля очевидно.

4 мая 1677 года Пахельбель стал придворным органистом в Айзенахе при дворе герцога Иоганна Георга Саксен-Айзенахского, под руководством капельмейстера Даниэля Эберлина. После смерти герцога Бернхарда Саксен-Йенского, брата покровителя Пахельбеля, придворная жизнь пришла в упадок. Получив прекрасную рекомендацию от Эберлина, где он назван «совершенным и редким виртуозом», Пахельбель покинул Айзенах 18 мая 1678 года.

Уже 19 июня 1678 года он подписал контракт органиста протестантской Прёдигеркирхе в Эрфурте. Этот документ подробно регламентировал обязанности музыканта: органист должен был исполнять тематическое прелюдие на хоральную мелодию перед пением общины и сопровождать её на протяжении всех строф. Прелюдии запрещалось импровизировать – требовалась тщательная подготовка. Кроме того, ежегодно 24 июня, в день Святого Иоанна Крестителя, он должен был проходить переаттестацию и исполнять получасовой концерт на всём органе в завершение службы. Эти строгие требования стимулировали его развитие, и за 12 лет службы в Эрфурте он стал одним из ведущих органных композиторов.

25 октября 1681 года Пахельбель женился на Барбаре Габлер, но она и их сын умерли в сентябре 1683 года от чумы. Вероятно, именно это личное горе побудило его издать сборник Musicalische Sterbens-Gedancken (Музыкальные размышления о смерти). 24 августа 1684 года он женился на Юдит Дроммер (Труммерт), с которой имел пять сыновей и двух дочерей. В эти годы Пахельбель сблизился с семьёй Бахов: Амвросий Бах, отец Иоганна Себастьяна, пригласил его крестить дочь и поручил обучение музыке своему сыну Иоганну Христофу, который впоследствии стал учителем Иоганна Себастьяна Баха.

В Эрфурте Пахельбель пользовался большим успехом как органист, композитор и педагог, но в 1690 году он покинул должность и поступил на службу ко двору Вюртемберга в Штутгарте. Там его покровительствовала герцогиня Магдалена Сибилла. Однако уже в 1692 году ему пришлось покинуть город из-за вторжения французов. Некоторое время он жил в Нюрнберге, затем с 8 ноября 1692 года стал городским органистом в Готе. Сохранились сведения, что ему предлагали должность в Оксфорде, но он отказался.

После смерти органиста Веккера в апреле 1695 года власти Нюрнберга пригласили Пахельбеля на престижную должность органиста церкви Святого Себальда. Он прибыл летом того же года и оставался там до конца жизни. В этот период он создал множество органных фуг на Magnificat и значительное число вокальных произведений. Вокруг него собирались многочисленные ученики, многие из которых заняли важные посты.

Четверо детей Пахельбеля стали известны: старший сын от второго брака Вильгельм Иеронимус Пахельбель стал его наиболее выдающимся учеником; Карл Теодор перенёс его традицию в британские колонии Америки; сын Иоганн Михаэль был мастером музыкальных инструментов; дочь Амалия прославилась как художница и гравёр.

Творчество

Творческое наследие Пахельбеля охватывает органные хоралы, фуги, токкаты, вариации, клавирные произведения, камерные сюиты, а также вокальные сочинения – мотеты, духовные концерты и кантаты. Его стиль соединяет итальянскую выразительность и немецкую строгость формы. В органной музыке он уделял внимание ясности мелодической линии хорала и гармоническому богатству сопровождения.

Камерные произведения Пахельбеля, такие как сюиты из Musicalische Ergötzung (Музыкальное наслаждение), демонстрируют мастерство в создании светской музыки. Его вокальные сочинения, включая мотеты Singet dem Herrn ein neues Lied (Пойте Господу новую песнь) и Tröste, tröste uns, Gott (Утешь, утешь нас, Боже), показывают владение риторическими приёмами немецкой духовной музыки XVII века.

Произведения

Органные хоралы

  • "Аcht Choräle zum Praeambulieren" (Восемь хоралов для прелюдирования) (Нюрнберг, 1693)

Фуги

  • "Ach Gott, vom Himmel sieh darein" (Ах, Боже, взгляни с небес)
  • "Ach Herr, mich armen Sünder" (Ах, Господь, я бедный грешник)
  • "Christe, der du bist Tag und Licht" (Христе, Ты день и свет)
  • "Der Herr ist mein getreuer Hirt" (Господь — мой верный пастырь) (2 версии)
  • "Dies sind die heil’gen zehn Gebot" (Сии святые десять заповедей) (1693)
  • "Es woll uns Gott genädig sein" (Да будет Бог милостив к нам) (2 версии)
  • "In dich hab’ ich gehoffet, Herr" (На Тебя я уповал, Господи)
  • "Wo Gott zum Haus nicht gibt sein Gunst" (Если Бог не благословит дом)

Трёхголосные хоралы с cantus firmus

  • "Christ unser Herr zum Jordan kam" (Христос, наш Господь, пришёл к Иордану)
  • "Durch Adams Fall" (Через грехопадение Адама)
  • "Erbarm dich mein, o Herre Gott" (Помилуй меня, о Господи Боже)
  • "Gelobet seist du, Jesu Christ" (Хвала Тебе, Иисус Христос)
  • "Gott der Vater, wohn' uns bei" (Бог Отец, будь с нами)
  • "Herr Gott, dich loben alle wir" (Господь Бог, мы все Тебя славим)
  • "Ich hab’ mein’ Sach’ Gott heimgestellt" (Я доверил своё дело Богу)
  • "Ich ruf zu dir" (Я взываю к Тебе) (1693)
  • "Jesus Christus, unser Heiland, der den Tod" (Иисус Христос, наш Спаситель, победивший смерть) (2 версии)
  • "Kommt her zu mir, spricht Gottes Sohn" (Придите ко Мне, говорит Сын Божий)
  • "Lob sei Gott in des Himmels Thron" (Хвала Богу на небесном престоле)
  • "Meine Seele erhebt den Herren" (Моя душа величает Господа) (2 версии)
  • "O Mensch bewein dein Sünde gross" (О человек, оплакивай великий грех свой)
  • "Vom Himmel hoch da komm ich her" (С небес высоких я иду сюда) (1693)
  • "Warum betrübst du dich, mein Herz" (Почему печалишься, моё сердце)
  • "Was mein Gott will, das g’scheh allzeit" (Что хочет мой Бог, да будет всегда)
  • "Wenn wir in höchsten Nöten sein" (Когда мы в великой нужде)
  • "Wie schön leuchtet der Morgenstern" (Как прекрасно сияет утренняя звезда) (1693)
  • "Wo Gott der Herr nicht bei uns hält" (Если Господь Бог не будет с нами) (2 версии)

Четырёхголосные хоралы с cantus firmus

  • "Gott Vater, der du deine Sonn’" (Бог Отец, Ты послал Своего Сына)
  • "Komm, Gott Schöpfer, heiliger Geist" (Приди, Бог Творец, Святой Дух)
  • "Vater unser im Himmelreich" (Отче наш, сущий на небесах) (1693)

Комбинированная форма хоралов

  • "Ach Gott, vom Himmel sieh darein" (Ах, Боже, взгляни с небес)
  • "Ach Herr, mich armen Sünder" (Ах, Господь, я бедный грешник)
  • "Ach wie elend ist unsre Zeit" (Ах, как жалко наше время)
  • "An Wasserflüssen Babylon" (При реках Вавилонских) (2 версии)
  • "Auf meinen lieben Gott" (На моего возлюбленного Бога)
  • "Christ lag in Todesbanden" (Христос лежал во узах смерти)
  • "Der Tag der ist so freudenreich" (Этот день столь радостен)
  • "Durch Adams Fall" (Через грехопадение Адама)
  • "Ein feste Burg" (Крепкая крепость — наш Бог)
  • "Es spricht der Unweisen Mund wohl" (Уста безумцев говорят)
  • "Herr Christ, der einig Gott’s Sohn" (Господь Христос, единственный Сын Божий)
  • "Herr Jesu Christ, ich weiss gar wohl" (Господь Иисус Христос, я хорошо знаю)
  • "Ich ruf zu dir" (Я взываю к Тебе)
  • "Nun komm der Heiden Heiland" (Приди, Спаситель язычников)
  • "O Lamm Gottes unschuldig" (О, невинный Агнец Божий)
  • "Vater unser im Himmelreich" (Отче наш, сущий на небесах)
  • "Vom Himmel hoch da komm ich her" (С небес высоких я иду сюда)
  • "Warum betrübst du dich, mein Herz" (Почему печалишься, моё сердце)
  • "Wenn mein Stündlein vorhanden ist" (Когда наступит мой час)
  • "Wenn wir in höchsten Nöten sein" (Когда мы в великой нужде)
  • "Wo Gott der Herr nicht bei uns hält" (Если Господь Бог не будет с нами)

Bicinia

  • "Durch Adams Fall" (Через грехопадение Адама)
  • "Jesus Christus, unser Heiland, der von uns" (Иисус Христос, наш Спаситель, Который за нас) (1693)
  • "Was mein Gott will, das g’scheh allzeit" (Что хочет мой Бог, да будет всегда)

Другие хоралы

  • "Allein zu dir, Herr Jesu Christ" (Лишь к Тебе, Господь Иисус Христос) (2 версии)
  • "Nun lob, mein’ Seel’, den Herren" (Теперь славь, душа моя, Господа) (1693)
  • "Wir glauben all’ an einen Gott" (Мы все верим в единого Бога) (1693)

Фуги на Magnificat

  • 98 фуг на Magnificat (Величит душа моя Господа) – в различных тонах (1–8)

Нелитургическая органная музыка

  • 15 токкат
  • 7 прелюдий
  • 3 ричеркары
  • 6 фантазий
  • 29 фуг
  • 6 чаккон
  • 5 прелюдий и фуг
  • 2 токкаты и фуги

Хоральные вариации

  • "Musicalische Sterbens-Gedancken" (Музыкальные размышления о смерти) (Эрфурт, 1683)


Ноты сочинений Иоганна Пахельбеля на сайте библиотеки IMSLP