Пахельбель, Иоганн
1653 - 1706
Назад
Pachelbel, Johann

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Иоганн Пахельбель был немецким композитором и органистом, одним из ведущих прогрессивных немецких композиторов своего времени. Ранее его высоко ценили главным образом как автора органной и клавирной музыки, но сегодня он признаётся одним из ведущих мастеров духовной и камерной музыки. Его вокальные сочинения, в частности, опровергают репутацию несколько строгого автора органных хоралов. В них заметна глубокая осведомлённость в области риторических и изобразительных средств немецкой вокальной музыки XVII века, а также тщательное внимание к деталям, что характерно для всего наследия Пахельбеля.
С ранних лет Пахельбель проявлял склонность к наукам и особую музыкальную одарённость. Родители определили его в старшую школу Святого Лоренца, но первые уроки музыки он получил у ведущих нюрнбергских учителей: Генриха Швеммера, преподававшего основы музыкальной грамоты, и Г. К. Веккера, обучавшего композиции и игре на инструментах. Для расширения образования Пахельбель посещал Auditorium Aegidianum, где слушал лекции. 29 июня 1669 года он поступил в университет Альтдорфа, где одновременно был органистом церкви Святого Лоренца. Но по причине недостатка средств ему пришлось покинуть университет меньше чем через год. Вероятно, весной 1670 года он поступил в гимназию Poeticum в Регенсбурге. Благодаря выдающимся успехам он получил стипендию и был зачислен сверх нормы. Здесь ему разрешили заниматься музыкой вне гимназии у Каспара Прентца, ученика И. К. Керля. Возможно, именно Прентц познакомил его с музыкой ведущих итальянских композиторов.
После отъезда Прентца из Регенсбурга в 1672 году Пахельбель, будучи лютеранином, отправился в Вену, где в 1673 году стал помощником органиста в соборе Святого Стефана. Здесь он познакомился с творчеством католических композиторов Южной Германии и Италии. Прямых доказательств обучения у Керля нет, однако влияние его стиля в музыке Пахельбеля очевидно.
4 мая 1677 года Пахельбель стал придворным органистом в Айзенахе при дворе герцога Иоганна Георга Саксен-Айзенахского, под руководством капельмейстера Даниэля Эберлина. После смерти герцога Бернхарда Саксен-Йенского, брата покровителя Пахельбеля, придворная жизнь пришла в упадок. Получив прекрасную рекомендацию от Эберлина, где он назван «совершенным и редким виртуозом», Пахельбель покинул Айзенах 18 мая 1678 года.
Уже 19 июня 1678 года он подписал контракт органиста протестантской Прёдигеркирхе в Эрфурте. Этот документ подробно регламентировал обязанности музыканта: органист должен был исполнять тематическое прелюдие на хоральную мелодию перед пением общины и сопровождать её на протяжении всех строф. Прелюдии запрещалось импровизировать – требовалась тщательная подготовка. Кроме того, ежегодно 24 июня, в день Святого Иоанна Крестителя, он должен был проходить переаттестацию и исполнять получасовой концерт на всём органе в завершение службы. Эти строгие требования стимулировали его развитие, и за 12 лет службы в Эрфурте он стал одним из ведущих органных композиторов.
25 октября 1681 года Пахельбель женился на Барбаре Габлер, но она и их сын умерли в сентябре 1683 года от чумы. Вероятно, именно это личное горе побудило его издать сборник Musicalische Sterbens-Gedancken (Музыкальные размышления о смерти). 24 августа 1684 года он женился на Юдит Дроммер (Труммерт), с которой имел пять сыновей и двух дочерей. В эти годы Пахельбель сблизился с семьёй Бахов: Амвросий Бах, отец Иоганна Себастьяна, пригласил его крестить дочь и поручил обучение музыке своему сыну Иоганну Христофу, который впоследствии стал учителем Иоганна Себастьяна Баха.
В Эрфурте Пахельбель пользовался большим успехом как органист, композитор и педагог, но в 1690 году он покинул должность и поступил на службу ко двору Вюртемберга в Штутгарте. Там его покровительствовала герцогиня Магдалена Сибилла. Однако уже в 1692 году ему пришлось покинуть город из-за вторжения французов. Некоторое время он жил в Нюрнберге, затем с 8 ноября 1692 года стал городским органистом в Готе. Сохранились сведения, что ему предлагали должность в Оксфорде, но он отказался.
После смерти органиста Веккера в апреле 1695 года власти Нюрнберга пригласили Пахельбеля на престижную должность органиста церкви Святого Себальда. Он прибыл летом того же года и оставался там до конца жизни. В этот период он создал множество органных фуг на Magnificat и значительное число вокальных произведений. Вокруг него собирались многочисленные ученики, многие из которых заняли важные посты.
Четверо детей Пахельбеля стали известны: старший сын от второго брака Вильгельм Иеронимус Пахельбель стал его наиболее выдающимся учеником; Карл Теодор перенёс его традицию в британские колонии Америки; сын Иоганн Михаэль был мастером музыкальных инструментов; дочь Амалия прославилась как художница и гравёр.
Творческое наследие Пахельбеля охватывает органные хоралы, фуги, токкаты, вариации, клавирные произведения, камерные сюиты, а также вокальные сочинения – мотеты, духовные концерты и кантаты. Его стиль соединяет итальянскую выразительность и немецкую строгость формы. В органной музыке он уделял внимание ясности мелодической линии хорала и гармоническому богатству сопровождения.
Камерные произведения Пахельбеля, такие как сюиты из Musicalische Ergötzung (Музыкальное наслаждение), демонстрируют мастерство в создании светской музыки. Его вокальные сочинения, включая мотеты Singet dem Herrn ein neues Lied (Пойте Господу новую песнь) и Tröste, tröste uns, Gott (Утешь, утешь нас, Боже), показывают владение риторическими приёмами немецкой духовной музыки XVII века.
Органные хоралы
Фуги
Трёхголосные хоралы с cantus firmus
Четырёхголосные хоралы с cantus firmus
Комбинированная форма хоралов
Bicinia
Другие хоралы
Фуги на Magnificat
Нелитургическая органная музыка
Хоральные вариации
Ноты сочинений Иоганна Пахельбеля на сайте библиотеки IMSLP