Пачелли, Асприлио
1570 - 1623
Назад

Асприлио Пачелли (Asprilio Pacelli) - итальянский композитор
- Родился в 1570 году - Вачиано.
- Умер 4 мая 1623 г. - Варшава
Частично работал в Польше. Впервые о нем услышали на службе в двух римских церквях: с сентября 1589 по сентябрь 1593 года он служил в церкви Святой Марии ди Монсеррато, а в 1594 году присоединился к церкви Святой Троицы Пеллегрини. 19 мая 1595 года он был назначен маэстро капеллы коллегии Германико в Риме. По-видимому, в 1601 году он получил разрешение посетить Варшаву. 2 марта 1602 года он стал маэстро ди капелла Сан-Пьетро в Риме. Он оставался там только до конца того же года, поскольку затем принял приглашение короля Польши Сигизмунда III стать директором королевской капеллы в Варшаве. Вероятно, он занял свой пост в начале 1603 года и занимал его до самой смерти. Он был похоронен в склепе коллегиальной церкви Святого Иоанна Крестителя (ныне кафедральный собор) в Варшаве, и король воздвиг в его память мраморную эпитафию с бюстом, который был разрушен в 1944 году. Польская королевская часовня во времена правления Сигизмунда III (1587-1632) и Владислава IV (1632-1648) была одной из самых выдающихся в Европе. Музыкальными постановками там руководили несколько итальянцев, от Маренцио до Марко Скакки. Пачелли, который вместе со Скакки был одним из двух директоров, проработавших дольше всех, поддержал и упрочил высокую репутацию капеллы. Он использовал свое положение, чтобы помочь основать северо-восточный форпост итальянской музыки, которая, как показала антология Винцентия Лилиуса "Священные мелодии" (1604), имела римско–венецианскую ориентацию. Как композитор, он был выразителем ученого римского стиля, восходящего к Палестрине и связанного с контрреформацией. В своих мадригалах он придерживался традиционной имитационной концепции формы, привнося в нее элементы ритмической риторики, присущей мадригалам Маренцио; но они совсем не хроматичны, и им также не хватает драматической направленности мадригалов Монтеверди. В своих мотетах для четырех-шести голосов Пачелли модифицировал римский подражательный стиль, введя более инструментально продуманные мелодические линии с оживленными ритмами. Его полихоральные композиции представляют собой синтез принципов подражания и венецианской концепции хорового диалога; они свидетельствуют о его мастерстве владения полифонией и являются его наиболее интересными и репрезентативными произведениями. Его музыка, в частности "Священные песнопения" (1608) и опубликованные посмертно мессы (1629), составляли основу репертуара варшавской капеллы в первой четверти XVII века. Они также были очень популярны в Германии и других странах Северной Европы, о чем свидетельствует количество переизданий и рукописных копий, поступивших из этих регионов.
Ноты сочинений Асприлио Пачелли на сайте библиотеки IMSLP