Пачелли, Асприлио
1570 - 1623

Назад

Pacelli, Asprilio

  • Дата рождения: 1570 год
  • Место рождения: Васьяно, близ Нарни, Италия
  • Дата смерти: 4 мая 1623 года
  • Место смерти: Варшава, Польша

Биография

Асприлио Пачелли был итальянским композитором эпохи позднего Возрождения и раннего барокко, чья деятельность тесно связана как с Римом, так и с Польшей. Первые сведения о нём относятся к службе в римских церквах: с сентября 1589 по сентябрь 1593 года он работал в церкви Санта-Мария ди Монсеррато, а в 1594 году присоединился к церкви Сантиссима Тринита деи Пеллегрини.

К 19 мая 1595 года Пачелли был назначен маэстро ди каппелла Коллегио Джерманико в Риме. В 1601 году он, вероятно, получил разрешение посетить Варшаву, а уже 2 марта 1602 года стал маэстро ди каппелла собора Святого Петра в Риме. Однако пробыл он там недолго: в конце того же года принял приглашение короля Сигизмунда III Вазы возглавить королевскую капеллу в Варшаве. С начала 1603 года и до самой смерти Пачелли занимал должность её директора.

Композитор был похоронен в крипте колlegiатского костёла Святого Иоанна Крестителя (ныне кафедральный собор в Варшаве). В его честь король воздвиг мраморный эпитафий с бюстом, уничтоженный в 1944 году.

Творчество

Королевская капелла при дворах Сигизмунда III (1587–1632) и Владислава IV (1632–1648) считалась одной из лучших в Европе. Её музыкальной жизнью руководили итальянские маэстро — от Лука Маранцио до Марко Скаки. Асприлио Пачелли вместе со Скаки стал одним из самых долговременно служивших директоров, укрепив и расширив престиж капеллы.

Используя своё положение, он заложил фундамент для развития итальянской музыкальной традиции в Северо-Восточной Европе. Об этом свидетельствует, например, антология Винценты Лилия "Melodiae sacrae" (Священные мелодии), демонстрирующая римско-венецианскую ориентацию музыкального стиля.

Как композитор Пачелли принадлежал к школе римского полифонического письма, связанного с именем Палестрины и католической Реформацией. Его мадригалы сохранили традиционную имитационную полифонию, но в них ощущается влияние ритмической риторики мадригалов Маранцио. В отличие от сочинений Монтеверди, они лишены ярко выраженной хроматики и драматизма.

В мотетах для четырёх-шести голосов Пачелли преобразовал римский имитационный стиль, вводя инструментально осмысленные мелодические линии и оживлённые ритмы. Его многокорные сочинения объединяют принципы имитации с венецианской концепцией диалога между хорами и представляют собой наиболее зрелые и выразительные образцы его искусства.

Музыка Пачелли, в особенности сборник "Sacrae cantiones" (Священные песнопения, 1608) и изданные посмертно мессы (1629), составила основу репертуара варшавской королевской капеллы в первой четверти XVII века. Его произведения пользовались популярностью и в Германии, а также в других странах Северной Европы, о чём свидетельствует большое количество переизданий и рукописных копий.

Произведения

Духовная вокальная музыка

  • "Motectorum et psalmorum, liber primus" (Первая книга мотетов и псалмов), для 8 голосов (Рим, 1597).
  • "Chorici psalmi et motecta, liber primus" (Хоровые псалмы и мотеты, первая книга), для 4 голосов (Рим, 1599).
  • "Psalmi, Magnificat et motecta" (Псалмы, Magnificat и мотеты), для 4 голосов (Франкфурт, ок. 1600, утрачено; издание 1608 года).
  • "Sacrae cantiones" (Священные песнопения), для 5–10, 12, 16, 20 голосов (Венеция, 1608).
  • "Bogu w Trójcy jedynemu Świętemu Stanisławowi Patronowi Polskiemu Tablica Obiecana" (Богу в Троице единому и святому Станиславу, покровителю Польши, обещанная плита), песнь на слова С. Гроховского (Краков, 1611).
  • "Missae" (Мессы), для 8, 10, 12, 16, 18 голосов (Венеция, 1629, посмертное издание; включает переработку Missa "Ave Maris Stella").
  • "Missa de Passione Domini" (Месса о Страстях Господних), для 4 голосов (атрибуция спорная).
  • Более 60 мотетов (4–8 голосов), часть утрачена.
  • "4 canzonette spirituali" (4 духовные канцонетты), для 3 голосов (1591–1592).

Светская вокальная музыка

  • "Madrigali, libro primo" (Мадригалы, первая книга), для 4 голосов (Венеция, 1601).
  • "Madrigali, libro secondo" (Мадригалы, вторая книга), для 5 голосов (Франкфурт, дата неизвестна, утрачено).

Ноты сочинений Асприлио Пачелли на сайте библиотеки IMSLP