- Дата рождения: 1559 год
- Место рождения: Лорето, Италия
- Дата смерти: 15 апреля 1622 года
- Место смерти: Лорето, Италия
Биография
Пьетро Паче был итальянским композитором и органистом конца XVI – начала XVII века. С 15 декабря 1591 года по 31 июля 1592 года он занимал должность органиста в Святом доме (Santa Casa) в Лорето. Период между 1592 и 1611 годами документирован не полностью: известно, что он находился на службе у Джулиано делла Ровере, герцога Урбинского. В 1597 году Паче работал органистом кафедрального собора в Пезаро, а также, по свидетельствам, побывал в Риме.
С 1 сентября 1611 года по 7 апреля 1622 года он снова исполнял обязанности органиста Святого дома в Лорето, где в это время маэстро ди каппелла был Антонио Чифра. Согласно предисловиям к его публикациям, многие духовные сочинения Паче исполнялись в иезуитском оратории Лорето. Его тесные связи с семьёй делла Ровере подтверждаются многочисленными изданиями и тем, что он написал музыку к интермедиям "L’Ilarocosmo, overo Il mondo lieto" (Иларокосмос, или Весёлый мир), поставленным по случаю свадьбы Федерико Убальдо делла Ровере и Клаудии де’ Медичи в Урбино 29 апреля 1621 года.
Дата его смерти иногда ошибочно указывается как 11 апреля, однако достоверной является дата 15 апреля 1622 года.
Творчество
Многие из публикаций Паче утрачены полностью или частично, что затрудняет целостную оценку его наследия. Наибольшая активность композитора приходится на последнее десятилетие жизни. В это время он усвоил особенности seconda pratica (второй практики), активно применяя basso continuo и выразительные вокальные украшения.
Его мадригалы начинались в стиле конца XVI века, без инструментального сопровождения, но уже в четвёртой книге проявились элементы концертирующего письма. Десять мадригалов ор. 15 содержат инструментальные эпизоды (sinfonias), что было новаторским приёмом. В сборнике 1613 года мадригалы для солирующего голоса отличаются богатым мелизматическим орнаментом на фоне медленно движущегося баса.
Среди духовных произведений особое значение имеет сборник ор. 18, включающий 15 латинских мотетов для четырёх-шести голосов, 15 духовных арий для одного-двух голосов на итальянские тексты (парафразы латинских мотетов), а также два восьмиголосных сочинения для двойного хора.
Интермедии "L’Ilarocosmo" написаны в трёх актах с прологом. Музыка сочетает сольные партии в стиле речитатива и ариозо с хоровыми номерами для четырёх-шести голосов.
Произведения
Сценическая музыка
- "La Delinda" (Делинда), пасторальная повесть — утрачена.
- "L’Ilarocosmo, overo Il mondo lieto" (Иларокосмос, или Весёлый мир), интермедии, либретто И. Браччи.
Духовная вокальная музыка (все, вероятно, с basso continuo)
- "Il primo libro de motetti, con un Magnificat" (Первая книга мотетов с Magnificat), для 1–4 голосов, Magnificat для 2 голосов, ок. оп. 5 (Венеция, 1613).
- "Il secondo libro de motetti" (Вторая книга мотетов), оп. 7 — утрачена.
- "Il terzo libro de motetti" (Третья книга мотетов), для 1–5 голосов, оп. 8 (Венеция, 1614).
- "Il quarto libro de motetti" (Четвёртая книга мотетов), для 1–5 голосов, оп. 9 (Венеция, 1614).
- "Il quinto libro de motetti" (Пятая книга мотетов), для 1–5 голосов, оп. 10 (Венеция, 1615).
- "Litanie" (Литании), для 8 голосов, оп. 11 — утрачены.
- "Il primo libro de scherzi et arie spirituali sopra la Romanesca, Ruggiero, ed aria del Gazzella" (Первая книга шуток и духовных арий на темы Романеска, Руджеро и Газелла), для 1–4 и 6 голосов, оп. 12 (Венеция, 1615).
- "Il secondo libro de scherzi ed arie spirituali sopra la Romanesca, Ruggiero con altre arie" (Вторая книга шуток и духовных арий на темы Романеска, Руджеро и другие арии), для 1–3 и 7 голосов, оп. 14 (Венеция, 1617).
- "Il sesto libro de motetti" (Шестая книга мотетов), для 1–4 голосов, с псалмами Dixit Dominus, Laudate pueri и Magnificat, для 2–3 голосов, оп. 16 (Венеция, 1618).
- "Magnificat" (Величит душа моя Господа), для 2–4 голосов, оп. 17 — утрачен.
- "Il settimo libro de motetti" (Седьмая книга мотетов), для 4–6 голосов; каждый мотет сопровождается духовной арией на итальянский текст, для 1–2 голосов; с псалмами Dixit и Magnificat, для 8 голосов, оп. 18 (Венеция, 1619).
- "L’ottavo libro de motetti" (Восьмая книга мотетов), для 1–4 голосов, с псалмами Dixit и Magnificat, для 6 голосов, оп. 19 (Рим, 1619).
- "Salmi" (Псалмы), для 8 голосов, оп. 20 (Венеция, 1619).
- "Il nono libro de motetti" (Девятая книга мотетов), для 1–4 голосов, оп. 21 (Венеция, 1619).
- "Il decimo libro de motetti" (Десятая книга мотетов), для 1–4 голосов, оп. 23 (Рим, 1621) — утрачен.
- "L’undecimo libro de motetti" (Одиннадцатая книга мотетов), для 2–6 голосов (Рим, 1625).
Светская вокальная музыка
- "Madrigali" (Мадригалы), для 5–6 голосов; диалог для 7 голосов, оп. 1 (Венеция, 1597).
- "Il secondo libro de madrigali" (Вторая книга мадригалов), для 5 голосов, оп. 2 (Венеция, 1612).
- "Il terzo libro de madrigali" (Третья книга мадригалов), для 5 голосов, оп. 3 (1612/13) — утрачен.
- "Il primo libro de madrigali, con un dialogo tra il Peccatore e la Morte" (Первая книга мадригалов с диалогом между Грешником и Смертью), для одного голоса с аккомпанементом (лютня, теорбо или др.), оп. 4 (Венеция, 1613).
- "Il quarto libro de madrigali, con uno sopra Ruggiero" (Четвёртая книга мадригалов с одним на тему Руджеро), для 4–5 голосов, оп. 6 (Рим, 1614).
- "Scherzi, arie et madrigali sopra la Romanesca, Ruggiero, et Gazzella" (Шутки, арии и мадригалы на темы Романеска, Руджеро и Газелла), для 1–4 голосов, оп. 13 (Венеция, 1616).
- "Madrigali, parte con sinfonia, parte senza" (Мадригалы, частично с синфонией, частично без), для 4–5 голосов, оп. 15 (Венеция, 1617).