Паккьони, Антонио Мария
1654 - 1738
Назад
Pacchioni, Antonio Maria

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Антонио Мария Паккьони был итальянским композитором эпохи барокко, всю жизнь связанный с городом Модена. Он получил основательное музыкальное образование: вокалу обучался у Марцио Эркулео, контрапункту — у Агостино Бендинелли, а композиции и игре на скрипке — у Джованни Марии Бонончини. В 1677 году он принял священнический сан в церкви Сан-Карло в Модене, а 24 мая 1679 года был принят в mensa comune — собрание священников-музыкантов при той же церкви, которое играло важную роль в музыкальном образовании города.
28 сентября 1694 года Паккьони сменил Джузеппе Коломби на должности капельмейстера Моденского кафедрального собора. Его пребывание на этом посту сопровождалось трудностями и конфликтами, однако он сохранял должность до самой смерти благодаря покровительству герцога Ринальдо I д’Эсте, в чьей службе состоял параллельно. 1 декабря 1699 года он был назначен вице-капельмейстером при дворе герцога, где работал под руководством Антонио Джаннеттини. После его смерти Паккьони возглавил придворную капеллу, официально заняв должность маэстро ди каппелла 15 января 1722 года, и занимал её до конца жизни.
В 1732–1733 годах он вместе с Дж. О. Питони выступал арбитром в споре Дж. Б. Мартини и Томмазо Реди относительно решения канона-загадки Анимуччи. Среди учеников Паккьони по контрапункту был и известный композитор Томмазо Антонио Витали.
Паккьони считается одним из первых авторов ораторий в Модене. Его утерянная оратория "Sant’Antonio abbate, l’eroe trionfator dell’inferno" (Святой Антоний аббат, герой — победитель ада), прозвучавшая в оратории Сан-Карло в 1677 году, вероятно, стала первой в ряде ораториальных постановок при дворе герцога Франческо II д’Эсте, который особенно ценил этот жанр.
Оратории Паккьони отличались большим количеством строфических арий, некоторые сопровождались инструментами, в них часто встречались характерные мотто-зачины. Во всех ораториях использовался рассказчик, а также присутствовали хоры — зачастую более многочисленные и разнообразные, чем было принято в его время. В то время как обычно хоры применялись только для завершения частей оратории, Паккьони активно вводил их в ткань повествования.
В его духовной музыке a cappella проявляется мастерство контрапунктиста, которым восхищался Дж. Б. Мартини, но наряду с этим он создавал и сочинения в концертирующем стиле.
Духовная вокальная музыка
Оратории
Светская музыка
Письма
Сохранились письма Паккьони к Дж. П. Колонне (1677), к герцогу Ринальдо I д’Эсте (1729), а также к Дж. Б. Мартини (1732–1736), опубликованные в XIX веке в сборнике "Carteggio inedito del P. Giambattista Martini coi più celebri musicisti del suo tempo" (Неопубликованная переписка отца Джамбаттисты Мартини с самыми знаменитыми музыкантами его времени).