Паккьони, Антонио Мария
1654 - 1738

Назад

Pacchioni, Antonio Maria

  • Дата рождения: 5 июля 1654 года (крещён)
  • Место рождения: Модена, Италия
  • Дата смерти: 15 июля 1738 года
  • Место смерти: Модена, Италия

Биография

Антонио Мария Паккьони был итальянским композитором эпохи барокко, всю жизнь связанный с городом Модена. Он получил основательное музыкальное образование: вокалу обучался у Марцио Эркулео, контрапункту — у Агостино Бендинелли, а композиции и игре на скрипке — у Джованни Марии Бонончини. В 1677 году он принял священнический сан в церкви Сан-Карло в Модене, а 24 мая 1679 года был принят в mensa comune — собрание священников-музыкантов при той же церкви, которое играло важную роль в музыкальном образовании города.

28 сентября 1694 года Паккьони сменил Джузеппе Коломби на должности капельмейстера Моденского кафедрального собора. Его пребывание на этом посту сопровождалось трудностями и конфликтами, однако он сохранял должность до самой смерти благодаря покровительству герцога Ринальдо I д’Эсте, в чьей службе состоял параллельно. 1 декабря 1699 года он был назначен вице-капельмейстером при дворе герцога, где работал под руководством Антонио Джаннеттини. После его смерти Паккьони возглавил придворную капеллу, официально заняв должность маэстро ди каппелла 15 января 1722 года, и занимал её до конца жизни.

В 1732–1733 годах он вместе с Дж. О. Питони выступал арбитром в споре Дж. Б. Мартини и Томмазо Реди относительно решения канона-загадки Анимуччи. Среди учеников Паккьони по контрапункту был и известный композитор Томмазо Антонио Витали.

Творчество

Паккьони считается одним из первых авторов ораторий в Модене. Его утерянная оратория "Sant’Antonio abbate, l’eroe trionfator dell’inferno" (Святой Антоний аббат, герой — победитель ада), прозвучавшая в оратории Сан-Карло в 1677 году, вероятно, стала первой в ряде ораториальных постановок при дворе герцога Франческо II д’Эсте, который особенно ценил этот жанр.

Оратории Паккьони отличались большим количеством строфических арий, некоторые сопровождались инструментами, в них часто встречались характерные мотто-зачины. Во всех ораториях использовался рассказчик, а также присутствовали хоры — зачастую более многочисленные и разнообразные, чем было принято в его время. В то время как обычно хоры применялись только для завершения частей оратории, Паккьони активно вводил их в ткань повествования.

В его духовной музыке a cappella проявляется мастерство контрапунктиста, которым восхищался Дж. Б. Мартини, но наряду с этим он создавал и сочинения в концертирующем стиле.

Произведения

Духовная вокальная музыка

  • "Messa di Requiem" (Реквием-месса), для 8 голосов и органа (фрагменты).
  • "Kyrie" и "Gloria" (Господи, помилуй; Слава), для 5 голосов, двух скрипок, альта, гобоя, трубы и органа.
  • "Kyrie" и "Gloria" (Господи, помилуй; Слава), для 4 голосов, скрипок и basso continuo.
  • "Adoramus te" (Мы поклоняемся Тебе), включено в труд Дж. Б. Мартини "Esemplare o sia Saggio fondamentale pratico di contrappunto" (Пример, или Основное практическое руководство по контрапункту, 1775).
  • "Gloria" (Слава), для 4 голосов и basso continuo (фрагмент).
  • "Credo" (Верую), для 4 голосов, скрипок и органа.
  • "Magnificat" (Величит душа моя Господа), для 3 голосов; другая версия — для 4 голосов и скрипок (1713).
  • "Responsori del Mercoledì, Giovedì, e Venerdì santi" (Респонсории на Среду, Четверг и Пятницу Страстной недели), для 4 голосов и органа.
  • "Laudate pueri" (Хвалите, дети, Господа), для 4 голосов и органа; фрагмент "Sicut erat" (Как было).
  • "Inni delle principali solennità dell’anno" (Гимны главных праздников года), для 4 голосов и скрипок.
  • 6 мотетов для 2–5 голосов, струнных и органа.
  • 10 мотетов для 3–8 голосов (часть с инструментами и органом).
  • 16 мотетов для 2–5 голосов, некоторые с инструментами и органом.

Оратории

  • "Sant’Antonio abbate, l’eroe trionfator dell’inferno" (Святой Антоний аббат, герой — победитель ада), либретто В. Карли, 1677 (музыка утрачена).
  • "Le porpore trionfali di S Ignatio" (Триумфальные пурпуры святого Игнатия), либретто Карли, 1678.
  • "La gran Matilde d’Este" (Великая Матильда д’Эсте), либретто А. Коломбо, 1682.

Светская музыка

  • "Se sia peggio il dir mal d’altri" (Хуже ли говорить дурное о других), кантата для баса, скрипок и basso continuo.
  • "Canzonetta" (Канцонетка), для альта и basso continuo.
  • "Canzone" (Песня), для альта и basso continuo.
  • "Serenata" (Серената), для баса, concerto grosso и concertino.

Письма

Сохранились письма Паккьони к Дж. П. Колонне (1677), к герцогу Ринальдо I д’Эсте (1729), а также к Дж. Б. Мартини (1732–1736), опубликованные в XIX веке в сборнике "Carteggio inedito del P. Giambattista Martini coi più celebri musicisti del suo tempo" (Неопубликованная переписка отца Джамбаттисты Мартини с самыми знаменитыми музыкантами его времени).