Отто, Стефан
1603 - 1656
Назад
Otto, Stephan

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Стефан Отто — немецкий композитор и педагог, представитель саксонской музыкальной традиции первой половины XVII века. Он учился в гимназии Фрайберга у Кристофа Демантиуса, которого называл своим «поистине усердным наставником». В 1614 году Отто был зачислен в Лейпцигский университет, однако, судя по отсутствию сведений о принесении им присяги, учёбу он не продолжил.
Предположительно, в 1621–1623 годах Отто находился в Аугсбурге, где учился и работал. В 1625 году он стал учителем в протестантской гимназии святой Анны. Однако 7 сентября 1629 года, вследствие Реституционного эдикта императора Фердинанда II, был уволен вместе с коллегами за приверженность протестантству.
К 1631 году Отто вернулся в Фрайберг, где в ноябре 1632 года был назначен сукцентором гимназии. Уже в следующем году он получил должность кантора у графа Рудольфа фон Бюнау в замке Везенштайн. Там же в 1633–1634 годах органистом служил Андреас Хаммершмидт, с которым Отто подружился на долгие годы. Хаммершмидт посвятил ему хвалебное стихотворение в сборнике Kronen-Krönlein (1648).
В 1639 году Отто был приглашён на должность кантора в Шандау, где оставался до конца жизни. В 1643 году он пытался получить пост кантора в Фрайберге после смерти Демантиуса, но безуспешно.
Музыкальный стиль Отто, как и у его наставника Демантиуса, опирается на выразительность мадригальной и монодической традиции. Его главное произведение — сборник Kronen-Krönlein (1648), в который вошли сочинения различных жанров: мотеты, мадригалы, симфонии, концерты, диалоги и духовные песни.
В его мотетах для двойного хора и духовных мадригалах заметны яркие детали на фоне полифонической ткани. Его трёхголосная пародийная месса — один из ранних примеров концертной мессы, а в евангельских концертах и диалогах чередуются сольные и tutti-эпизоды, предвещающие развитие жанра в позднейшей музыке.
Особый интерес представляют его терминологические обозначения для групп исполнителей: favorito (солисты), capella (вокальный или инструментальный состав) и tutti (все голоса и инструменты). Эти термины он воспринял от Демантиуса. Кроме того, Отто написал теоретический трактат (1632), который не сохранился, но ещё в 1740 году высоко оценивался Иоганном Маттезоном.