Освальд, Джеймс
1710 - 1769
Назад

Джеймс Освальд (James Oswald) - шотландский композитор, издатель, аранжировщик и виолончелист
- Крещён 21 марта 1710 г. - Крейл.
- Умер 2 января 1769 г. - Небворт, Херц.
Его отец, Джон Освальд (ум. 2 октября 1758), искусный музыкант, был городским барабанщиком Крейла, а позже стал лидером городской группы waits в Бервик-апон-Твиде; его брат Генри (родился в 1714 году в Крейле) также стал профессиональным музыкантом. К 1734 году Освальд преподавал танцы в Данфермлине. Альбом для рисования демонстрирует многие черты его композиционного стиля, которые уже существовали. Вероятно, в это время был написан сборник мелодий для скрипки-скордатуры, посвященный завсегдатаям из Файфа и Тейсайда, а также арии для скрипки и континуо The braes из Баллендайна и Аллоа-Хауса (в любопытной коллекции шотландских мелодий, 1740). В 1735 году он переехал в Эдинбург, где его сборник менуэтов (1736) помог ему стать композитором и издателем; он также был занят как виолончелист и преподаватель. Вершиной его эдинбургского периода стало его любопытное собрание шотландских мелодий (1740), имевшее огромный тираж и включавшее сонату шотландских мелодий, прекрасную масонскую партитуру "Даруй мне", "доброе небо" и несколько превосходных вариаций для скрипки. В рекламе в "Каледониан Меркьюри" (8 мая 1740 года) он объявил, что после выхода этой книги отправится в Италию, но вместо этого в конце 1741 года отправился в Лондон. Первые годы жизни Освальда в Лондоне были периодом консолидации. Большая часть его работ в Эдинбурге была переиздана, и он экспериментировал с письмами в лондонском стиле (например, "Поцелуи Колина", 1742). В 1744 году он женился на Мэрион Мелвилл; у них родились четыре дочери, и они удочерили племянницу. Вместо того, что он оставил в Эдинбурге, он получил прибыльную преподавательскую практику. Примерно в 1745 году были опубликованы первые два тома "Каледонского карманного компаньона" - дешевого сборника однострочных мелодий, подходящих для флейты, скрипки или любого другого инструмента. Этому произведению суждено было стать самым успешным в жизни Освальда; она насчитывала 12 томов и была многократно переиздана, и экземпляры продолжали циркулировать еще долгое время после его смерти. В 1747 году он получил королевскую лицензию на печать своих собственных сочинений и открыл собственное издательство и магазин на Сент-Мартинс-лейн. Он также занялся театральной музыкой и основал Общество храма Аполлона, в котором проработал примерно до 1762 года. Деятельность общества окутана тайной. Берни полагал, что это был просто способ дать Освальду возможность писать театральную музыку по сниженным ценам, но это не согласуется с другой информацией: общество заказывало сонаты Джузеппе Саммартини, Освальд публиковал сонаты одного из своих членов, Джона Рида (1756, 1762), а собрания и концерты проводились на высоком уровне. дом на Куин-сквер (1755, 1761). К 1750 году в круг покровителей Освальда вошла королевская семья. Кидсон предположил, что Освальд обучал королевских детей в 1750-х годах; несомненно, его назначение камерным композитором при Георге III 31 января 1761 года, сразу после восшествия 18-летнего юноши на престол, наводило на мысль о такой службе. В 1750-х годах Освальд сочинял камерную музыку, причем некоторые из них были сравнительно масштабными. Более крупные произведения он печатал под псевдонимом "Доттель Фиглио" (то есть Николя Дотель) - настоящее имя композитора и флейтиста-виртуоза, жившего в то время во Флоренции. К 1764 году жена Освальда умерла, как и его покровитель и друг Джон Робинсон-Литтон. Он сблизился с Леонорой, вдовой Робинсона-Литтона, и, получив, по сути, королевскую пенсию, решил продать свой магазин и издательский бизнес и удалиться в загородный дом Робинсона-Литтона в Небворте; он женился на Леоноре. Освальд был самым плодовитым и успешным композитором Шотландии XVIII века. Его выдающийся дар заключался в его мелодиях, многие из которых написаны в стиле Равнинной Шотландии. Очень скоро он обнаружил два руководящих принципа: что не существует такой вещи, как совершенно новая мелодия, а только переработанные старые; и что представление своей работы как "традиционной" часто может способствовать ее приемлемости. Многие из его современников видели в нем просто популярного артиста эстрады, но он развил свой родной шотландский стиль и свободно говорил по-английски (например, Гендель), по-итальянски (например, Корелли) и французские идиомы, а также освоение сложных конструкций шотландской музыки горцев. В результате не получилось ни стилистической интеграции, ни случайного сочетания. Каждая из его композиций на весну/лето/осень/зиму отличается особым стилем, а последовательность сонат тщательно спланирована, создавая эффект продуманного разнообразия. Это также заметно в его итальянских гармонизациях шотландских мелодий (например, в "Сонате шотландских мелодий", 1740). Освальда критиковали за изобретательность: это правда, что ему всегда было легче написать новую мелодию, чем развить уже записанную, но его большие камерные произведения выше этой проблемы. Влияние Освальда на последующие поколения было огромным. Вероятно, он сочинил "Ист-Нойк из Файфа" и "Цветы Эдинбурга", две классические мелодии из репертуара шотландской скрипки, а его аранжировка и публикация сделали возможной карьеру таких более поздних скрипачей, как Гоу и Уильям Маршалл. Более того, тексты песен Роберта Бернса едва ли можно представить без мелодий, предоставленных для них Caledonian Pocket Companion. Песня Освальда "Дева из Сельмы", переложенная Джозефом Корфом в качестве хора для ATB (1791), вдохновила Каллкотта, Р.Дж.С., на создание целой школы оссиановских хоров. Стивенса и других, хайлендский стиль Освальда стал образцом для дальновидных, немодулирующих гармонических схем более поздних композиторов.
Ноты сочинений Джеймса Освальда на сайте библиотеки IMSLP