Освальд, Джеймс
1710 - 1769

Назад

Oswald, James

  • Дата рождения: 21 марта 1710 года (крещён)
  • Место рождения: Крейл, Шотландия
  • Дата смерти: 2 января 1769 года
  • Место смерти: Кнебворт, Хартфордшир, Англия

Биография

Джеймс Освальд — шотландский композитор, издатель, аранжировщик и виолончелист. Его отец, Джон Освальд (ум. 1758), был городским барабанщиком Крейла и позднее возглавил муниципальных музыкантов в Бервик-апон-Твид. Брат Генри (род. 1714) также стал профессиональным музыкантом.

К 1734 году Джеймс преподавал танцы в Данфермлине. В это время он создал тетрадь набросков (сохранилась в частном собрании лорда Балфура из Бёрли), где уже проявились особенности его стиля. В тот же период он написал ряд пьес для скрипки с настройкой scordatura, а также инструментальные пьесы "The braes of Ballendine" («Холмы Баллендайна») и "Alloa House" («Аллоа-хаус»), вошедшие в сборник "A Curious Collection of Scots Tunes" («Любопытное собрание шотландских напевов», 1740).

В 1735 году Освальд переехал в Эдинбург, где издал "Collection of Minuets" («Собрание менуэтов», 1736), что открыло ему путь как композитору и издателю. Он активно выступал как виолончелист и педагог. Наивысшим достижением его эдинбургского периода стал сборник "A Curious Collection of Scots Tunes" («Любопытное собрание шотландских напевов», 1740), имевший огромный список подписчиков. В него вошли "Sonata of Scots Tunes" («Соната на шотландские напевы»), масонская песня "Grant me, kind Heaven" («Даруй мне, милосердное небо») и вариации для скрипки. В газете Caledonian Mercury в мае 1740 года Освальд объявил о намерении отправиться в Италию, но в конце 1741 года переехал в Лондон.

В Лондоне он сначала переиздавал свои ранние сочинения и пробовал писать в «лондонском вкусе», например "Colin’s Kisses" («Поцелуи Колина», 1742). В 1744 году женился на Мэрион Мелвилл, у них было четверо дочерей и приёмная племянница. Он вёл успешную педагогическую практику, а около 1745 года выпустил первые два тома "The Caledonian Pocket Companion" («Каледонский карманный спутник») — дешёвого сборника мелодий для флейты, скрипки и других инструментов. Этот труд стал главным успехом Освальда: издание продолжалось в течение двадцати лет, вышло двенадцать томов, и сборник долгое время оставался популярным.

В 1747 году Освальд получил королевскую лицензию на издание собственных произведений, открыл издательскую контору и музыкальный магазин на Сент-Мартинс-лейн. Он также писал музыку для театра и основал «Общество храма Аполлона», которое действовало до начала 1760-х годов. Общество заказывало сонаты у Джузеппе Саммартини и Джона Рида, проводило концерты и собрания в Лондоне.

С середины 1750-х годов Освальд приобрёл покровителей при дворе. Возможно, он обучал музыке детей короля Георга II, а 31 января 1761 года был назначен придворным композитором Георга III. В эти годы он писал камерные произведения, нередко издавая их под псевдонимом «Dottel Figlio» (по имени флорентийского композитора Николаса Дотеля).

К 1764 году Освальд овдовел, потерял покровителя Джона Робинсона-Литтона, но вскоре женился на его вдове Леоноре и удалился в Кнебворт.

Творчество

Освальд был самым плодовитым и успешным композитором Шотландии XVIII века. Его талант заключался в создании мелодий в низинно-шотландском стиле. Он утверждал, что «новых мелодий не существует, а есть лишь новые обработки старых», и умело подавал свои сочинения как традиционные.

Его стиль сочетал черты английской музыки (влияние Генделя), итальянской (Корелли), французской, а также шотландской горной традиции. В цикле "Airs for the Spring/Summer/Autumn/Winter" («Арии для весны/лета/осени/зимы») каждая часть имеет собственный характер, а последовательность сонат создаёт впечатление продуманного разнообразия. В "Sonata of Scots Tunes" (1740) Освальд применил итальянизированные гармонизации народных мелодий.

Хотя его упрекали в том, что он предпочитал сочинять новые мелодии, а не развивать написанное, его крупные камерные произведения опровергают эту критику. Освальд оказал колоссальное влияние на шотландскую традицию. Ему приписываются такие классические рилы, как "The East Neuk of Fife" («Восточный уголок Файфа») и "The Flowers of Edinburgh" («Цветы Эдинбурга»). Его обработками и публикациями вдохновлялись позже Натаниль Гоу, Уильям Маршалл и другие.

Роберт Бёрнс широко использовал мелодии Освальда для своих песен. Его песня "The Maid of Selma" («Дева Сельмы»), в обработке Джозефа Корфа (1791), вдохновила целое направление «осиановских» гимнов в Англии.

Произведения

Театральная музыка

  • Музыка к трагедии "Macbeth" («Макбет», У. Шекспир), ок. 1744
  • Песня в "The Double Disappointment" («Двойное разочарование», М. Мендес), 1746
  • Музыка к пантомиме "Queen Mab" («Королева Маб»), 1750
  • Музыка к маске "Alfred" («Альфред», Д. Маллет), 1751
  • Музыка к пантомиме "Harlequin Ranger" («Арлекин-странник»), 1751
  • Музыка к пантомиме "The Genie" («Гений»), 1752
  • Музыка к пантомиме "Fortunatus" («Фортунат»), 1753
  • Песни в пьесах "The Gamester" («Игрок», Э. Мур), 1753, и "The Reprisal" («Возмездие»)

Светские и духовные сочинения

  • "A Collection of Minuets" («Собрание менуэтов»), Эдинбург, 1736, утрачен
  • "A Curious Collection of Scots Tunes" («Любопытное собрание шотландских напевов»), 1740, включает "A Sonata of Scots Tunes" («Соната на шотландские напевы»)
  • "Colin’s Kisses" («Поцелуи Колина»), 1742
  • "12 Songs Compos’d in the Scotch Taste" («12 песен в шотландском вкусе»), 1743
  • "The Caledonian Pocket Companion" («Каледонский карманный спутник»), 12 томов, 1745–1765
  • "6 Pastoral Solos" («6 пасторальных соло»), ок. 1747
  • "2 Duets" («2 дуэта»), 1750–1752
  • "A Collection of Songs as they are Perform’d at the Publick Gardens" («Собрание песен, исполнявшихся в общественных садах»), ок. 1752
  • "6 Divertimenti’s" («6 дивертисментов»), оп. 2, 1754
  • "Airs for the Spring/Summer/Autumn/Winter" («Аиры для весны/лета/осени/зимы»), 1755
  • "6 Sonatas" («6 сонат»), ок. 1755
  • "The Wheel Barrow" («Тележка»), кантата, ок. 1755
  • "10 Favourite Songs" («10 любимых песен»), 1758
  • "12 Divertimentis" («12 дивертисментов»), 1758
  • "55 Marches for the Militia" («55 маршей для милиции»), 1759
  • "A Choice Collection of Scotch Tunes with Variations" («Избранное собрание шотландских напевов с вариациями»), около 1760
  • "A Collection of the Best Old Scotch and English Songs" («Собрание лучших старых шотландских и английских песен»), 1761
  • "12 Serenatas" («12 серенат»), 1762
  • "A Collection of Scot’s Tunes with Variations" («Собрание шотландских напевов с вариациями»), ок. 1765
  • "The Maid of Selma" («Дева Сельмы»), около 1765

Ноты сочинений Джеймса Освальда на сайте библиотеки IMSLP