Освальд, Джеймс
1710 - 1769
Назад
Oswald, James

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Джеймс Освальд — шотландский композитор, издатель, аранжировщик и виолончелист. Его отец, Джон Освальд (ум. 1758), был городским барабанщиком Крейла и позднее возглавил муниципальных музыкантов в Бервик-апон-Твид. Брат Генри (род. 1714) также стал профессиональным музыкантом.
К 1734 году Джеймс преподавал танцы в Данфермлине. В это время он создал тетрадь набросков (сохранилась в частном собрании лорда Балфура из Бёрли), где уже проявились особенности его стиля. В тот же период он написал ряд пьес для скрипки с настройкой scordatura, а также инструментальные пьесы "The braes of Ballendine" («Холмы Баллендайна») и "Alloa House" («Аллоа-хаус»), вошедшие в сборник "A Curious Collection of Scots Tunes" («Любопытное собрание шотландских напевов», 1740).
В 1735 году Освальд переехал в Эдинбург, где издал "Collection of Minuets" («Собрание менуэтов», 1736), что открыло ему путь как композитору и издателю. Он активно выступал как виолончелист и педагог. Наивысшим достижением его эдинбургского периода стал сборник "A Curious Collection of Scots Tunes" («Любопытное собрание шотландских напевов», 1740), имевший огромный список подписчиков. В него вошли "Sonata of Scots Tunes" («Соната на шотландские напевы»), масонская песня "Grant me, kind Heaven" («Даруй мне, милосердное небо») и вариации для скрипки. В газете Caledonian Mercury в мае 1740 года Освальд объявил о намерении отправиться в Италию, но в конце 1741 года переехал в Лондон.
В Лондоне он сначала переиздавал свои ранние сочинения и пробовал писать в «лондонском вкусе», например "Colin’s Kisses" («Поцелуи Колина», 1742). В 1744 году женился на Мэрион Мелвилл, у них было четверо дочерей и приёмная племянница. Он вёл успешную педагогическую практику, а около 1745 года выпустил первые два тома "The Caledonian Pocket Companion" («Каледонский карманный спутник») — дешёвого сборника мелодий для флейты, скрипки и других инструментов. Этот труд стал главным успехом Освальда: издание продолжалось в течение двадцати лет, вышло двенадцать томов, и сборник долгое время оставался популярным.
В 1747 году Освальд получил королевскую лицензию на издание собственных произведений, открыл издательскую контору и музыкальный магазин на Сент-Мартинс-лейн. Он также писал музыку для театра и основал «Общество храма Аполлона», которое действовало до начала 1760-х годов. Общество заказывало сонаты у Джузеппе Саммартини и Джона Рида, проводило концерты и собрания в Лондоне.
С середины 1750-х годов Освальд приобрёл покровителей при дворе. Возможно, он обучал музыке детей короля Георга II, а 31 января 1761 года был назначен придворным композитором Георга III. В эти годы он писал камерные произведения, нередко издавая их под псевдонимом «Dottel Figlio» (по имени флорентийского композитора Николаса Дотеля).
К 1764 году Освальд овдовел, потерял покровителя Джона Робинсона-Литтона, но вскоре женился на его вдове Леоноре и удалился в Кнебворт.
Освальд был самым плодовитым и успешным композитором Шотландии XVIII века. Его талант заключался в создании мелодий в низинно-шотландском стиле. Он утверждал, что «новых мелодий не существует, а есть лишь новые обработки старых», и умело подавал свои сочинения как традиционные.
Его стиль сочетал черты английской музыки (влияние Генделя), итальянской (Корелли), французской, а также шотландской горной традиции. В цикле "Airs for the Spring/Summer/Autumn/Winter" («Арии для весны/лета/осени/зимы») каждая часть имеет собственный характер, а последовательность сонат создаёт впечатление продуманного разнообразия. В "Sonata of Scots Tunes" (1740) Освальд применил итальянизированные гармонизации народных мелодий.
Хотя его упрекали в том, что он предпочитал сочинять новые мелодии, а не развивать написанное, его крупные камерные произведения опровергают эту критику. Освальд оказал колоссальное влияние на шотландскую традицию. Ему приписываются такие классические рилы, как "The East Neuk of Fife" («Восточный уголок Файфа») и "The Flowers of Edinburgh" («Цветы Эдинбурга»). Его обработками и публикациями вдохновлялись позже Натаниль Гоу, Уильям Маршалл и другие.
Роберт Бёрнс широко использовал мелодии Освальда для своих песен. Его песня "The Maid of Selma" («Дева Сельмы»), в обработке Джозефа Корфа (1791), вдохновила целое направление «осиановских» гимнов в Англии.
Театральная музыка
Светские и духовные сочинения
Ноты сочинений Джеймса Освальда на сайте библиотеки IMSLP