Остеррайх, Георг
1664 - 1735
Назад
Österreich, Georg

Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Георг Остеррайх — немецкий певец, композитор и музыкальный собиратель. Он был сыном пивовара и начал своё музыкальное образование у магдебургского кантора Иоганна Шеффлера. С 1678 по 1680 год обучался в школе Святого Фомы в Лейпциге под руководством Иоганна Шелле, затем продолжил учёбу в Иоганнеуме в Гамбурге. Здесь же он начал профессиональную карьеру как альтовый, а затем теноровый солист городского хора, прерывавшуюся на год учебой в университете Лейпцига (1683–1684).
С 1686 по 1689 год Остеррайх работал тенором при дворе в Брауншвейг-Вольфенбюттеле. В этот период он жил у капельмейстера Иоганна Тайле, у которого обучался композиции, а также брал уроки пения у двух итальянских кастратов, служивших при дворе. В 1689 году Остеррайх был назначен капельмейстером герцога Кристиана Альбрехта Шлезвиг-Гольштейнского и переехал в замок Готторф вместе с молодой супругой Магдаленой Дарнедден, дочерью браншвейгского пивовара.
При Остеррайхе музыкальная жизнь в Готторфе расцветала вплоть до смерти Кристиана Альбрехта в 1694 году, после чего новый правитель Фридрих IV распустил многих музыкантов. Остеррайх временно занял пост капельмейстера в Кобурге (1695–1697), но вскоре вернулся в Готторф, когда герцог пообещал вновь увеличить число музыкантов. Однако после гибели Фридриха IV в 1702 году он переехал в Брауншвейг, где жил на доходы от пивоварни, унаследованной от тестя.
Вскоре Остеррайх снова оказался связан с двором в Вольфенбюттеле: он выступал как оперный певец, преподавал пение, исполнял обязанности капельмейстера во время отсутствия Георга Шюрманна, а примерно с 1724 года стал придворным кантором, оставаясь на этой должности до конца жизни. Его дочь София Амалия (крещена 20 июня 1696 года в Брауншвейге) также была певицей в Вольфенбюттеле до своего замужества 18 октября 1729 года.
Известно не менее 47 сочинений Остеррайха, среди которых 28 духовных и 19 светских. Ещё 13 духовных произведений в одном рукописном сборнике приписаны его брату Михаэлю Остеррайху, однако некоторые из них с большой вероятностью принадлежат Георгу. Духовные произведения композитора охватывают все основные жанры немецкой духовной музыки конца XVII века.
Ранние сочинения (период работы в Брауншвейг-Вольфенбюттеле) включают латинские псалмовые обработки, однако основная часть духовных произведений была создана в годы его службы капельмейстером в Готторфе и ненадолго в Кобурге (1689–1702). В них встречаются как обработки библейских текстов ("Wir haben nicht einen Hohen Priester" – «Мы имеем Первосвященника»), так и духовных од (например, "Wie eilstu edler Geist" – «Как спешишь ты, благородный дух» Иоганна Фёртша), хоралов ("Herr Jesu Christ mein Lebens Licht" – «Господь Иисус Христос, свет моей жизни») и сложных многочастных форм ("Alle Menschen müssen sterben" – «Все люди должны умереть»).
В сочинениях второй половины 1690-х годов прослеживаются новые тенденции: всё более активное использование гобоев и фагота, объединение всех скрипок в унисон, выделение самостоятельных разделов (в том числе арий с инструментальными партиями), применение протяжённых фугированных эпизодов для хора, появление речитативов secco. Характерны яркие музыкальные картины и звуковые символы: в "Weise mir Herr deinen Weg" («Укажи мне, Господи, путь твой») фраза «Tue ein Zeichen» («Дай знак») сопровождается паузами и унисонными струнными; в "Alle Menschen müssen sterben" («Все люди должны умереть») образ «долины смертной тени» передан с помощью двух фаготов, двух басов и basso continuo.
Для траурного мотета "Plötzlich müssen die Leute sterben" («Внезапно люди должны умереть»), написанного по случаю смерти герцога Фридриха IV в 1702 году, Остеррайх использовал необычно обширный basso continuo с "Violono maggiore" и "Contra Fagott". Последний инструмент, возможно, является самым ранним зафиксированным примером использования контрафагота в духовной музыке.
Светские произведения Остеррайха также важны: около восьми кантат и од были написаны в годы работы в Готторфе и Кобурге. Среди них — свадебная кантата "Entweiche Sorgennacht" («Исчезни, ночь печали»), посвящённая свадьбе принцессы Софии Амалии Шлезвиг-Гольштейнской в 1695 году. Позднее, после 1717 года, он создал ряд новогодних кантат, многие из которых предназначались для сопрано — вероятно, для исполнения его дочерью Софией Амалией. Эти сочинения демонстрируют влияние итальянской музыки и оперных форм: арий da capo, речитативов secco, инструментальных obbligato.
Особое значение Остеррайх имеет как собиратель и переписчик. Именно он составил и собственноручно переписал знаменитую «коллекцию Бокемейера» — один из важнейших источников немецкой протестантской вокальной музыки конца XVII века (наряду с коллекцией Густава Дюбена). В ней сохранилось свыше 1800 произведений немецких и итальянских композиторов, а также 24 теоретических трактата. В числе уникальных памятников — три акта оперы Томазо Альбинони "Engelberta" («Энгельберта»), пять кантат Алессандро Скарлатти, духовные концерты Дитриха Букстехуде, сочинения Георга Бёма, Николауса Брунса и Винцента Любека. В сборнике содержится и собственный трактат Остеррайха "Aufsatz von den gedoppelten Contrapuncten" («Сочинение о двойных контрапунктах»), представляющий собой компиляцию идей разных теоретиков.
В 1718 году Остеррайх продал коллекцию своему другу и ученику Генриху Бокемейеру. Сегодня она хранится в Государственной библиотеке в Берлине.
Духовные сочинения
Светские сочинения
Ноты сочинений Георг Остеррайх на сайте библиотеки IMSLP