Ортеллс, Антонио Теодоро
1650 - 1706

Назад

Антонио Теодоро Ортеллс (Antonio Teodoro Ortells) - испанский композитор

  • Родился в 1650 году - Рубьелос.
  • Умер 4 ноября 1706 г. - Валенсия.

Он был певчим в Реальном колледже Корпус-Кристи в Валенсии с 21 декабря 1657 года по 8 мая 1664 года и обучал мальчиков-хористов танцам на праздновании Корпус-Кристи в 1666 году. Он был маэстро в приходской церкви Святого Андреса в Валенсии, а примерно в 1671 году стал маэстро де Капилья в кафедральном соборе Альбаррасина. Он вернулся в Валенсию в 1674 году в качестве капеллана Коллегии Корпус-Кристи, и 22 июня 1676 года было подтверждено его назначение временно исполняющим обязанности маэстро де Капилья. В следующем году он был назначен маэстро Капильи кафедрального собора Валенсии. Его обязанности были типичными для тех, кто занимал аналогичные должности, включая дирижирование, сочинение музыки и обучение мальчиков из церковного хора; плохое состояние здоровья вынудило его отказаться от этой последней обязанности 1 июля 1704 года, и он умер два года спустя. Ортеллс был доминирующей фигурой в валенсийской музыке в конце 17 века. Его композиторское мастерство было высоко оценено Франческо Вальсом в его "Респектабельной цензуре дона Иоахима Мартинеса" (1716) и "Мапе Армонико" (1742). Его обширные работы хранятся в основном в Валенсии, в кафедральном соборе и Коллегии Корпус-Кристи, но работы распространены и в ряде других испанских архивов. В архиве кафедрального собора Валенсии хранится 296 работ Ортеллса – десять месс, восемь магнификатов, 89 других латинских произведений и 189 вильянсико с кастильскими текстами, – и еще 47 работ, в том числе семь месс и четыре магнификата, хранятся в Коллегии Корпус-Кристи. Он также написал три оратории для Настоящей конгрегации Святого Фелипе Нери в период с 1702 по 1706 год, но сохранились только тексты. Ортеллс был мастером полихорального стиля, написав многие из своих пьес для восьми-двенадцати голосов, разделенных на два или три хора; часто один хор является инструментальным. На него не особенно повлиял растущий интерес к итальянской музыке в Испании, но его музыка действительно отличается определенной гармонической смелостью, а его "вильянсико" широко используют танцевальные ритмы. Его “Восхитительные ауры вильянсико” предназначены для двух хоров по четыре голоса в каждом, с партиями аккомпанемента для каждого хора. Это прекрасный пример чуткого подбора текста композитором и мощного использования аккордовых текстур. Опубликовано переложение “Плача на 12 голосов”, “Священно-испанская лира”.

Ноты сочинений Антонио Теодоро Ортеллса на сайте библиотеки IMSLP