Орехон-и-Апарисио, Хосе де
1706 - 1765

Назад

Хосе де Орехон-и-Апарисио (José de Orejón y Aparicio) - перуанский композитор и органист

  • Родился в 1706 году - Уачо.
  • Умер между 7 и 21 мая 1765 г. - Лима

Сын Эстебана де Орех и Виктории де Апарисио-и-Веласко, он проявил такое раннее развитие, что в возрасте девяти лет его сочли подходящим преемником умершего взрослого певца в кафедральном соборе Лимы. 2 декабря 1715 года архиепископ Лимы установил его годовое жалованье в размере 100 песо, пока он "не потерял голос". В 1724 году Орехон все еще числился в штате собора, но уже в качестве "контрапункта", а не ‘ученика’. Вероятно, Орехон учился у Томаса де Торрехона-и-Веласко, музыкального директора Лимского кафедрального собора испанского происхождения, который занимал этот пост до 1728 года; игре на органе он обучался у Хуана де Перальты, главного органиста Лимского кафедрального собора, умершего в 1725 году. Если бы не его молодость, Орехон мог бы стать преемником Перальты; он недолго был "временным" органистом, но затем был назначен ассистент органиста Джозеф де ла Мадре де Диос. В 1728 году Роке Черути, уроженец Милана, проведший два десятилетия в Перу, стал маэстро де Капилья в Лиме; поклонник Корелли и современных итальянцев, Черути освежил репертуар собора своей блестящей скрипичной музыкой и привил итальянский вкус молодому персоналу собора. В 1730 году Орехон подал прошение о назначении на должность ризничего церкви в соседнем Писко рядом с кафедральным собором Лимы, на которую он теперь имел право, поскольку только что был рукоположен в сан священника, но безуспешно. Однако в 1742 году должность главного органиста Лимы стала вакантной, и никто не рискнул конкурировать с Орехоном "из-за его известных выдающихся способностей"; капитул проверил его в одиночку и 9 октября объявил о его избрании. В ответ на его просьбы о повышении зарплаты его начальная зарплата в 500 песо была увеличена до 550 в 1745 году и до 630 "с согласия архиепископа" в 1754 году. Каноники собора особенно хвалили его за "пунктуальность и огромный объем работы", связанный с проведением богослужений в соборе дважды в день, утром и вечером. В том же году его имя впервые появляется с предисловием licenciado, что указывает на то, что он получил степень лиценциата в Университете Сан-Маркос в Лиме. После смерти Черути 8 декабря 1760 года Орехон был назначен маэстро де Капилья, продолжая при этом исполнять обязанности органиста; нехватка средств из-за восстановительных работ после землетрясения 1746 года задержала его назначение (предполагавшее более высокую зарплату) до 9 апреля 1764 года. Он прожил недолго, чтобы насладиться плодами: 24 сентября 1764 года он продиктовал свое завещание из лазарета монастыря Сан-Франциско, но не смог подписать его “из-за тяжести несчастного случая”. Должность органиста была объявлена вакантной “в связи со смертью лиценциата дона Джозефа де Апарисио” 21 мая 1765 года. Его беспрецедентный талант принес ему признание в печати уже в 1736 году (в "Триумфе Святого чиновника" П.Х. Бермудеса де ла Торре) и такую благосклонность архиепископа, какой не пользовался ни один предыдущий соборный органист; и после его смерти ему продолжали расточать похвалы. В "Меркурио перуано" от 16 февраля 1792 года содержалась дань уважения Торибио дель Кампо-и-Пандо: Мой любимый Апарисио вернулся на путь, с которого сбился Черути, когда снова сделал акцент на мелодической линии. Он превзошел всех остальных, особенно в церковной музыке. Некоторые из его гимнов поются до сих пор, различные мессы, псалмы и песнопение к Причастию, начинающееся словами "Я поклоняюсь Тебе, Тайна непостижимая". Пока мы не услышали произведения Терраделласа и бессмертного Перголези, никто не мог сравниться с Апарисио. Это суждение может быть подтверждено изучением его сохранившихся работ в архиепископском архиве Лимы (подвергшемся разграблению в конце 1900-х годов). Самая масштабная из них - "Страсти по Страстной пятнице", написанная для тройного хора с оркестром в 1750 году (переложение для двойного хора в 1810 году Мелчором Тапиа, органистом кафедрального собора). Среди других 18 дошедших до нас произведений есть нежно-элегическая сольная кантата ми минор "Al SS Sacramento", которая, хотя и начинается не теми словами, что кантата, упомянутая в надгробной речи Меркурио Перуано, демонстрирует столь же редкий мелодический дар, как и любое другое произведение латиноамериканского колониального репертуара. В обычной барочной манере она начинается с речитатива в сопровождении continuo, но затем следует ария grand da capo, во время которой две скрипки переплетаются, создавая волнующий дискурс на фоне солирующего голоса, как скрипки в "И мизерикордии" из "Магнификата" Баха. Такие произведения, как это, или его дуэт "Копакабана", "Дель диа", или его дуэты "Таинство", "Энигма дивино" и "Гильгерильо соноро", свидетельствуют об уникальном даре, благодаря которому его музыка оставалась в репертуаре на протяжении полувека после его смерти. Хотя при его жизни его музыка, по-видимому, не распространялась в Испании, ее знали и исполняли, по крайней мере, в Сукре (Боливия): в архиве кафедрального собора Ла-Платы (музыка теперь передана в Национальный архив Сукре) еще в 1966 году сохранилось несколько концертных произведений, свидетельствующих о том, как часто он исполнял свои произведения. пронзительная, горько-сладкая музыка, в основном в минорной тональности, была востребована в годы заката колониального режима.

Ноты сочинений Хосе де Орехона-и-Апарисио на сайте библиотеки IMSLP