Ордоньес, Карл фон
1734 - 1786
Назад

Карл фон Ордоньес (Karl von Ordóñez) - австрийский композитор и скрипач
- Крещён 16 августа 1734 г. - Вена.
- Умер 6 сентября 1786 г. - Вена.
Хотя запись в дневнике графа Карла фон Цинцендорфа (23 апреля 1775 года) описывает его как "сына по натуре месье де Букуа", в документах о крещении и других архивных документах он описывается как сын Иоганна Баптиста Кристофа фон Ордоньеса – лейтенанта пехоты и бывшего владельца недвижимости в Нойшлоссе (ныне Новые Замки), Моравия – и его жена Анна Мария Терезия. Ордоньес провел всю свою жизнь в Вене и, как и его современник Карл Кохаут, сделал двойную карьеру - государственного служащего и музыканта. Его карьера в администрации Нижней Австрии началась в 1758 году с назначения на должность неоплачиваемого помощника в окружном суде и завершилась в 1780 году назначением регистратором с окладом в 1000 гульденов. Как скрипач Ордоньес принимал участие в выступлениях камерной музыки в салонах аристократии, и он также был связан с придворной камерной музыкой (описанной Хиллером), хотя должность в этом органе, оплачиваемая в размере 250 гульденов в год, была назначена только в 1779 году, когда он стал преемником Карла Хубера. В 1784 году он возглавил партию вторых скрипок в возрождении "Ритуала Тобия" Гайдна в Тонкюнстерском обществе, к которому он присоединился в 1771 году. Последние три года жизни Ордоньес провел в болезни и бедности: в 1783 году болезнь вынудила его уйти в отставку с половинным жалованьем как с административных, так и с исполнительских должностей, и в это время он нес единоличную ответственность за своих двоих детей, поскольку его жена умерла тремя годами ранее от болезни, которая унесла его собственную жизнь, - туберкулеза. Сотрудничая с такими композиторами, как Ф.Л. Гассман, Леопольд Гофман и Г.К. Вагензайл, Ордоньес помог определить венский классический стиль в период с 1750-х по 1770-е годы. Его самая большая группа сочинений состоит из более чем 70 симфоний, большинство из которых состоят из трех частей (быстрой, медленной, скоротечной или в стиле менуэта); менее дюжины - в более "современной" четырехчастной схеме с менуэтом и трио, и только в трех есть медленные вступления. Некоторые из них, возможно, были созданы для богослужебного использования, в том числе "Симфония соленна" из семи частей и антифональное произведение с двумя парами труб и барабанов. Самыми впечатляющими чертами симфоний являются их звучность, фактура и ритмы. Пожизненный интерес композитора к концертному творчеству и энергичным ритмам, которые двигают музыку вперед, напоминают о Гайдне; также характерны творческие тематические связи между частями, а несколько симфоний заканчиваются контрапунктическими частями, которые становятся кульминацией произведений в целом. Менее впечатляющими являются модуляционные приемы, которые редко отличаются изобретательностью, а иногда и недостаточностью. Из 27 струнных квартетов Ордоньеса наибольшее распространение получили шесть, опубликованные Гуэрой Лионским в 1777 году как соч.1. Все они начинаются с медленной части в стиле сонаты да кьеза и содержат фугальные приемы либо во второй, либо в четвертой и заключительной частях, что связывает их с работами Гассмана и Вагензайля, которые были созданы с учетом консервативного вкуса Иосифа II. Интерес Ордоньеса к тематическому единству движений нигде так не очевиден, как здесь. Марионеточная опера "Альцеста", созданная по образцу оперы Глюка, была поставлена Ордоньесом (вероятно, под его управлением) в Эстергазе в 1775 году и приобрела большую популярность, о чем свидетельствуют неоднократные постановки в Эстергазе и Вене (последняя состоялась в 1795 году); Гайдн был о ней достаточно высокого мнения, чтобы позаимствовать менуэт для нее. переработанная версия (1776) его оперы о марионетках "Филемон и Бавкида". Единственная другая опера Ордоньеса, "Зингшпиль" "Смертельная битва при Манне и Виллене" (1778), была написана для недавно созданного Иосифом II Национального театра, но была представлена всего в семи постановках.
Ноты сочинений Карла фон Ордоньеса на сайте библиотеки IMSLP