Ордонез, Карл Йоханн (Рохус) фон
1734 - 1786

Назад

Ordonez, Johann Karl (Rochus) von

  • Дата рождения: 16 августа 1734 года
  • Место рождения: Вена (Австрия)
  • Дата смерти: 6 сентября 1786 года
  • Место смерти: Вена (Австрия)

Биография

Карл фон Ордонез был австрийским композитором и виртуозным скрипачом XVIII века. Хотя дневник графа Карла фон Цинцендорфа (23 апреля 1775) называет его «естественным сыном господина де Букуа», архивные записи и записи о крещении подтверждают, что он был сыном Иоганна Баптиста Кристофа фон Ордонеза, лейтенанта пехоты и бывшего владельца недвижимости в Нойшлоссе (ныне Нове Замки, Моравия), и его жены Анны Марии Терезы.

Ордонез прожил всю жизнь в Вене и, подобно своему современнику Карлу Кохауту, совмещал карьеру чиновника и музыканта. С 1758 года он работал в нижнеавстрийской администрации, начиная как неоплачиваемый помощник в региональном суде, а в 1780 году получил должность регистратора с зарплатой 1000 гульденов.

Как скрипач, Ордонез участвовал в камерных концертах в салонах аристократии и был связан с придворной камерной музыкой, хотя постоянное жалованье получил только в 1779 году, когда сменил Карла Хубера. В 1784 году он руководил вторыми скрипками при возобновлении исполнения оперы Гайдна Il ritorno di Tobia обществом Tonkünstler-Societät, членом которого стал в 1771 году. Последние три года жизни Ордонез провёл в болезни и бедности: в 1783 году он ушёл на пенсию с половинной зарплатой из-за туберкулёза, одновременно оставаясь единственным опекуном своих двух детей, после смерти жены три года назад от той же болезни.

Творчество

Ордонез, вместе с Ф.Л. Гассманном, Леопольдом Хофманом и Г.К. Вагенсайлем, способствовал формированию венского классического стиля 1750–1770-х годов. Наиболее значительная часть его наследия — более 70 симфоний, большинство из которых состоит из трёх частей (быстрая–медленная–быстрая или минуэт). Менее десяти симфоний построены по четырёхчастной схеме с минуетом и трио, лишь три имеют медленное вступление. Некоторые симфонии предназначались для литургического использования, включая семичастную Sinfonia solenna и антифонное произведение для двух пар труб и барабанов.

Ордонез проявлял интерес к концертантной манере и энергичным ритмам, напоминающим Хайдна; он использовал тематические связи между частями симфонии, а некоторые работы, такие как Brown D5 и G7, завершаются контрапунктными финалами. В его 27 струнных квартетах шесть, изданные как опус 1 в Лионе в 1777 году, получили наибольшее распространение. Все они начинаются медленным движением в стиле sonata da chiesa и включают фугатные эпизоды, связывая их с произведениями Гассмана и Вагенсайля, рассчитанными на консервативный вкус Иосифа II.

Его марионеточная опера Alceste, созданная по образцу Глюка, была поставлена в Эстергази в 1775 году, вероятно под его управлением, и имела большой успех. Хайдн высоко оценил её, заимствовав минуэт для своей марионеточной оперы Philemon und Baucis. Вторая опера Ордонеза, Diesmal hat der Mann der Willen! (1778), была написана для Национального театра Иосифа II и имела всего семь исполнений.

Произведения

Сценические работы:

  • Musica della parodie d’Alceste (Марионеточная опера, Эстергази, 30 августа 1775)
  • Diesmal hat der Mann den Willen! (Оригинальный зингшпиль, Вена, Бург, 22 апреля 1778)

Кантаты:

  • Der alte wienerische Tandelmarkt, 1779

Оркестровые:

  • 74 симфонии (2 сомнительные), включая Sinfonie périodique no.26 (Париж, 1764) и Symphonia, C (Лион, 1777)
  • Пантомина, 1758; скрипичный концерт; серенада для 31 духового инструмента; 12 менуэтов; Partita per la caccia

Камерная музыка:

  • 28 квартетов для 2 скрипок, альта и баса (6 квартетов оп.1, Лион, 1777)
  • 21 трио для 2 скрипок и баса
  • Октет: 2 обоя, 2 английских рожка, 2 рожка, 2 фагота
  • Секстет: 2 скрипки, альт, бас, 2 рожка
  • Квинтет: 2 скрипки, 2 альта, бас
  • Различные трио и дуэты для скрипки, альта и баса
  • 2 сонаты для скрипки и баса

Ноты сочинений Карла Йоханна (Рохуса) фон Ордонеза на сайте библиотеки IMSLP